СТАРАЯ МОСКВА
НАЧАЛО
О НАС
ПОДАРКИ
КУШАНЬЯ
ВАШ ДОМ
ВАШ СТИЛЬ
ТВОРЧЕСТВО
КЛУБ
E-MAI

Старая Москва
История архитектуры и градостроительства

МОСКВА В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА

Послепетровское время изучено мало. В 1731 году, при Анне Иоанновне, был издан указ: "Понеже Москве аккуратного плана поныне не имеется и домы строятся непорядочно: того ради указали мы всей Москве большим и малым улицам сделать аккуратно план" (Полный Свод Законов, т. VIII, 1728-1732 гг., д. 5714, л. 394, указ 14 марта 1731 г.). По этому указу с 1731 по 1739 год "под смотрением" архитектора Ивана Мичурина был составлен первый геодезический план Москвы. Он зафиксировал исторически сложившуюся московскую планировку, а в отдельных частях, видимо, был предназначен для регулирования строительства.
Московская территория, изображенная на плане 1739 года, сильно переросла границы былых укреплений Земляного города. Растущее население селилось вдоль рек и прудов, необходимых для кожевенного, сыромятного и красильного дела, устройства мельниц, разведения садов и огородов.
В 1731 году Москва и слободы были обнесены деревянной стеной с заставами. В 1742 году сгоревшая стена была заменена, по определению Сената, валом: "чтобы не было провозу неявленных товаров и корчемных питей" (Полный Свод Законов, т. VIII, д. 5856, л. 547, указ 23 сентября 1731 г. т. XI, 1740-1743 гг., д. 8560, л. 606, см. также Щепкин, Общественное хозяйство Москвы, т. I, вып. 1, стр. 155-158). Городская территория, ограниченная этим Камер-Коллежским валом, получила вид параллелограмма, вытянутого на северо-восток, вдоль течения Яузы, и на юго-запад - вдоль Москворецкой, Хамовнической и Дорогомиловской петель Москвы-реки.
Общего проекта планировки Москвы тогда не было. При регулировании нового строительства стремились только "убежания впредь пожаров", для чего указ 1748 года разрешал обывателям строить "кто какое строение по возможности своей похочет: каменное или деревянное, большое или малое, не утесняя излишними покоями и службами дворов". Впрочем, такой либерализм был проявлен лишь по отношению к богатым домовладельцам; тем же, кто "регулярного строения построить не в состоянии, тем велеть свои места продавать таким, которые могут построить регулярные строения". (Полный Свод Законов, т. XII, 1748 г., д. 9510, л. 872, указ 2 июля 1748 г., т. XIII, 1749-1753 гг., д.10003, л. 679, указ 30 июня 1752 г.). Указом 1752 года устанавливалась ширина в 10 сажен для главных московских улиц и 6 сажен для переулков. Применялся этот указ лишь от случая к случаю, обычно после пожаров, и поэтому он не мог оказать существенного влияния на упорядочение застройки Москвы.
Начатое при Петре I уничтожение мелкого землевладения усилилось во второй половине XVIII века. Внутри города были созданы большие помещичьи усадьбы. Ремесленники, мелкие торговцы, мануфактурные рабочие были вытеснены на окраины. Так, на землях Пушечной слободы на Рождественке образовалась усадьба графа Воронцова, на Земляном валу, против Каретного ряда, - усадьба графа Остермана. В это же время в Лефортове, на Яузе, продолжалась постройка дворцового ансамбля, начатого Петром. В 1730-1736 годах еще юный архитектор Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны дворцы - летний и зимний, получившие название "Анненгофов". В 1745 году Растрелли построил для императрицы Елизаветы на месте старого Головинского дома дворец и разбил перед ним большой регулярный парк. Дворцовый комплекс в Лефортове стал излюбленным местом пребывания российских императоров во время посещения ими Москвы.
Знать охотно строила свои дворцы вдоль Покровки, Старой и Новой Басманной, Покровской улицы, соединявших Кремль с дворцовым ансамблем в Лефортове. На плане Мичурина 1731 -1739 годов эти улицы показаны правильно отрегулированными. Они предназначались для сплошной городской застройки. Им придано значение главного проспекта Москвы.
На Покровской улице (Покровское-Рубцово) неутомимый и неисчерпаемо изобретательный Растрелли выстроил для императрицы Елизаветы в 1752 году "дворец каменный против большого сада" (так называемая "Львовская публикация" Растрелли). На Покровке построены дома князя Долгорукого и графа Разумовского (1740, школа Растрелли). В 1756 году на проектированном проспекте князь Д. Ухтомский поставил каменные триумфальные Красные ворота ( Продолжая вековую традицию, Ухтомский поставил Красные ворота на возвышенности), взамен деревянных, построенных в 1742 году купечеством для въезда Елизаветы в Москву на коронацию. Близ Красных ворот из нескольких разновременных построек был создан "запасный дворец". В 1740 году в Китай-городе выстроено здание Монетного двора (Гейдтен), переделанное впоследствии Казаковым.
Архитектура этих зданий была более "барочна" по формам, нежели архитектура строений эпохи Петра I. На них лежит отпечаток (отблеск) веселого стиля рококо - стиля последних Людовиков, сменившего в предреволюционной Франции величавый классицизм XVII века.
В середине века барочный облик получают и церкви: стройная по силуэту церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751), грандиозная церковь Климента папы Римского (А. Евлашев, 1758-1770) на Пятницкой, пышно-величавая церковь Бориса и Глеба (К. Бланк, 1763-1767) у Арбатских ворот.
Растреллиевский стиль этих сооружений воскрешает, несмотря на иноземные архитектурные "одежды", традиции нарышкинского стиля конца XVII века.
Глава московских зодчих князь Д. Ухтомский (1717 - ок. 1780) перестраивает арсенал в Кремле (1754), проектирует Кузнецкий Мост (выстроен Яковлевым в 1754 году), проектирует и, видимо, строит усадьбу князей Трубецких в Нескучном (1753).
Самой крупной работой Ухтомского явился неосуществленный проект "Госпитального и инвалидного домов" в Москве (1757-1759), составленный им во время Семилетней войны. Инвалидный дом предполагалось выстроить "на берегу Москва-реки по близости Данилова монастыря едучи от Симонова на высоком месте... наипаче применяясь как в Париже таковые инвалиды содержатся" (указ 8 января 1758 года) (И. Грабарь. История русского искусства, т. IV, гл. V, VI). Он имел вид креста (в плане), составленного из двухэтажных длинных корпусов. Посредине креста высилась главная церковь. Ансамбль предполагалось построить на высоком берегу Москвы-реки. Силуэт главной церкви (до 80 м высотой) замыкал бы перспективу вдоль реки и слагался в один ансамбль с башнями и колокольнями Симонова и Данилова монастырей.
Ухтомский умело выбрал место для постройки и удачно сочетал новое сооружение со старыми монастырями. Однако постройка огромного, дорогого сооружения вне тогдашней Москвы противоречила задаче приведения в порядок центра древней столицы. Постройка не была осуществлена. Ухтомский был вынужден уйти в отставку, и его главной заслугой остается создание "архитекторской команды" - знаменитой школы, откуда вышли славные русские зодчие В. Баженов, М. Казаков, Кокоринов и К. Бланк.

 

Начало раздела "Старая Москва"

 

 

© 2003-2011 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru


Rambler's Top100 Rambler's Top100