Старая Москва
История архитектуры и градостроительства
АРХИТЕКТУРА ДВОРЦОВ И УСАДЕБ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
Разбогатевшие и побывавшие за границей екатерининские вельможи, заводчики
и откупщики стали строить в последней четверти XVIII века многочисленные
дворцы и общественные здания, резко отличавшиеся своей архитектурой
от зданий предшествовавшего периода.
Недолгое господство стиля рококо - последней вспышки барокко - сменилось
на Западе интересом к античной (римской) архитектуре. Во Франции, где
назревала революция, был создан новый архитектурный стиль - классицизм
XVIII века, возродивший и развивший классический стиль XVII века. Он
быстро распространился в Европе и столь пышно расцвел в России и в частности
в Москве, что можно говорить о русском классицизме как об особом стиле.
Новые классические дворцы обычно строились в глубине усадеб. Дворец
имел три этажа. В первом (цокольном) помещались вестибюль и служебные
помещения; во втором, самом высоком, посредине находился главный зал,
а по сторонам - анфилады парадных комнат; на третьем этаже были расположены
антресоли, где располагались жилые комнаты.
Институт им. Склифасовского. Бывший Странноприимный дом гр.
Шереметева (Кваренги и Назаров 1795-1803 гг.)
|
Фасад здания расчленялся на три горизонтальные
(по числу этажей) и три вертикальные полосы, делившие его плоскость
на девять прямоугольных частей (долей). Центральная часть фасада,
лежавшая на пересечении средней вертикальной и средней горизонтальной
полос, отвечала главному залу дворца. Она украшалась величественной
(ионического или коринфского стиля) колоннадой портика. Портик
имел шесть, восемь, десять или двенадцать колонн, обрамлявших
пять, семь, девять и т. д. оконных проемов. Средний проем, находившийся
на оси портика, обычно превращался в дверь. Боковые части фасада
имели по три, пять, семь окон. Среднее окно, лежавшее на оси
боковой доли фасада, обычно делалось больше или украшалось.
Фасад дворца имел три оси, подчиненные средней оси портика.
Он отличался необычайной композиционной цельностью и отражал
внутреннее устройство дворца.
Все многообразие приемов размещения дворца на усадьбе может
быть сведено к трем основным типам. Первый прием планировки
усадьбы состоял в том, что главный корпус дворца, ставился параллельно
улице, а служебные флигели - перпендикулярно к ней, ограничивая
почетный двор с боков (дом графа Остермана близ Каретного ряда).
Весьма часто боковые флигели сливались с главным зданием в один
"покоеобразный" (в плане) корпус (дом Бекетова на
Мясницкой, дом Разумовского на Гороховской улице). Иногда боковые
флигели ставились "ложком" вдоль улицы; тогда они
отделяли почетный двор от улицы я служили рамкой для основного
корпуса, расположенного в глубине владения (дом Разумовского
на Воздвиженке, Щербатова на Петровке).
Клиники Московского университета (Казаков. 1775 г.). Колоннада
портиков с Петровки и Петровского бульвара
|
Второй прием состоял в том, что дворец ставился
на красной линии улицы, но был обращен к улице задним фасадом.
Главный фасад выходил на почетный двор, расположенный внутри
усадьбы. Дворец стоял "спиной" к улице (так был построен
дом Талызиных на Воздвиженке, дом Долгоруких на Поварской, даже
Пашков дом на Волхонке).
Третий прием применялся для застройки угловых участков. Дворец
имел "глаголеобразное" начертание плана. Его боковые
крылья имели вид параллелепипедов, а располагаемый на уличном
углу главный зал - форму цилиндра, украшенного с улицы колоннадой
в виде ротонды и покрытого куполом (дом Юшкова на Мясницкой
улице, Шереметева на Воздвиженке, Михалкова на Петровке).
Таковы были основные приемы расположения дворца на усадьбе.
Начертания планов этих дворцов обычно симметричны. Однако композиция
генерального плана усадьбы в целом зачастую асимметрична. Геометрическая
правильность общего плана нарушается зданием церкви, либо издавна
существовавшей на усадьбе, либо вновь построенной. Ее пирамидальный
силуэт располагается рядом с дворцом и придает всей усадьбе
особый, незнакомый Западной Европе интимный и своеобразный характер
(Останкино, Кусково).
Институт физической культуры. Бывший дворец гр. А. К. Разумовского
(Казаков, 1790 - 1793 гг.)
|
ЗОДЧИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Екатерининские дворцы были созданы плеядой талантливых
зодчих во главе с В. И. Баженовым (1737-1799).
Сын дьячка, ученик князя Ухтомского, профессор и член двух итальянских
академий художеств, он был блестяще образован и национально
самобытен.
Мечта зодчего построить на месте Кремля колоссальный дворец
и подчинить зданию дворца всю Москву, казалось, была близка
к осуществлению. Восемь лет лихорадочно работал Баженов над
моделью и проектом дворца в Кремле. В 1773 году дворец был торжественно
заложен. Но церемония закладки была, по существу, панихидой
по замыслам архитектора. Вырытый котлован был вскоре засыпан,
сломанные стены и башни Кремля восстановлены.
Удар, перенесенный Баженовым, был тяжел. Но рок продолжал его
преследовать.
Плод десятилетнего труда - дворец и Царицыно (1775-1786), где
Баженов пытался создать новые формы русской архитектуры, был
сломан по приказу разгневанной императрицы. Архитектор подвергся
опале. Великие замыслы зодчего остались неосуществленными, выстроенные
здания были уничтожены.
Творческий путь Баженова трагичен, но его влияние на русских
зодчих было огромно и плодотворно.
Соратник Баженова - М. Ф. Казаков (1738-1813), сын подканцеляриста
и ученик знаменитой "архитекторской команды" князя
Ухтомского, никогда не бывавший за границей и не часто покидавший
Москву, украсил ее множеством зданий. Перечень построенных и
перестроенных им в Москве домов насчитывает шестьдесят названий
и свидетельствует о творческой эволюции Казакова от классицизма
(дом Окружного суда в Кремле, здание Голицынской больницы на
Большой Калужской улице) к раннему ампиру.
Казаков сломал, повинуясь приказу Екатерины II, Царицынский
дворец Баженова, но и он, подобно Баженову, старался возродить
русский стиль в построенном им в 1775-1782 годах Петровском
дворце на Петербургском шоссе.
Московское зодчество второй половины XVIII века может быть названо
эпохой Казакова.
Церковь Вознесения "на Гороховом поле"
(Казаков. 1793 г.). Классицизм в церковном зодчестве
Первая городская клиническая больница им. Н.
И. Пирогова. Бывшая Голицынская больница на Б. Калужской улице.
Современный вид.
Построена М. Ф. Казаковым в 1796-1801 гг.
Первая городская клиническая больница им. Н.
И. Пирогова. Бывшая Голицынская больница. Колоннада портика
и купол больничной церкви, увенчанный ажурной беседкой-главкой
Угловая беседка на набережной Москвы-реки у
бывшей Голицынской больнице
Схематический план Москвы конца XVIII в. Составлен
на основании проектного плана Москвы 1775 г., плана "столичного
города Москвы 1789 г." и других материалов
Главнейшие строения: в Кремле:
1-Арсенал, 2- "Сенат" (здание судебных установлений);
в Китай-городе: 3-Торговые ряды, 4-Гостиный двор, 5-Здание,
где помещались аптека, университет, "Градское общество";
в Белом городе: 6 - Дом Пашкова, 7-Университет, 8- Университетский
"благородный" пансион, 9-Дом для главнокомандующего,
10-Дом "благородного собрания", 11-Петровский театр,
12-Почтовый двор, 13- Воспитательный дом;
в Земляном городе: 14- Дом Разумовского, позже Английский клуб,
15-Дом Гагарина, позже Новая Екатерининская больница, 16- "Кригскомиссариат";
за Земляным городом 17-Голицинская больница, 18-Дом Демидова,
позже Орлова-Чесменского (Александринский дворец), 19-Воробьевский
дворец, 20-Павловская больница, 21-Дом Остермана, позже Духовная
семинария, 22-"Губернский замок"-тюрьма, 23- Инвалидный
дои, 24-Странноприимный дом в больница Шереметева, 25-Запасный
дворец в Куракинская богадельня, 26- Дома: Разумовского (слева)
и Демидова, 27- Екатерининская богадельня, 28- Покровский дворец,
29 -Лефортов, Слободской и Екатерининский дворцы, 30- Главный
Госпиталь;
за Камер Коллежским валом: 31-Госпитальный в инвалидный дом
по неосуществленному проекту Ухтомского, 32 - Петровский замок,
33 - Преображенский дворец Петра I.
Под литерами а, б, в, г, д, е, ж, з, и обозначены "козенные"
дворы: житный, скотопригонный, артиллерийский в т. д., к-харчевни
и лавка по проекту 1775 г..
|
|