СТАРАЯ МОСКВА
НАЧАЛО
О НАС
ПОДАРКИ
КУШАНЬЯ
ВАШ ДОМ
ВАШ СТИЛЬ
ТВОРЧЕСТВО
КЛУБ
E-MAI

Старая Москва
История архитектуры и градостроительства

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ АНСАМБЛЬ - ХРАМ-ПАМЯТНИК НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ

Последней зарницей широких градостроительных идей начала XIX века было проектирование храма на Воробьевых горах. История его постройки поучительна.
25 декабря 1813 года Александр I издал манифест о сооружении в Москве храма в память одержанной над Наполеоном победы. Сооружение храма было поручено Александру Витбергу (1787-1855), который своим проектом храма заставил "камни говорить". (Вид Кремля с Москвы-реки (акварель Кампорези, XVII в.)).
Храм, по проекту Витберга, должен был языком архитектуры выразить идею о трех сущностях человека - теле, душе и духе. Тело, грешное и смертное, олицетворялось подземным "храмом тела" в виде параллелепипеда- "гроба"; вечно страждущая душа - "храмом души" в виде символа страдания - крестчатого куба, а дух, бессмертный и парящий, - "храмом духа" в виде цилиндра, завершенного куполом.
Простые и контрастные объемы трех храмов - параллелепипед, крестчатый куб, цилиндр и полусфера - слагались в монолитный объем храма высотой в 170 м (две высоты Ивана Великого!). Храм, глубоко внедрившийся в лоно земли, величественно вздымался к небу, побеждая косность материи, и царил над окружающей местностью и над Москвой.
Поиски места для постройки храма были длительны. Одно за другим были отвергнуты Кремль, Швивая горка и территория пороховых складов близ Симонова монастыря. По настоянию Витберга решено было строить храм на Воробьевых горах.
Храм Витберга должен был стоять в вершине Хамовнической излучины Москвы-реки. Река плавно поворачивала у подножия храма на северо-восток и направлялась к центру Москвы, где опять поворачивала под стенами Кремля к юго-востоку. Кремле и храм, расположенные на противоположных концах прямолинейного участка Москвы-реки, замыкали бы перспективу вдоль реки.
Устремленный ввысь, монолитный, обычно темный (если смотреть из Москвы), силуэт храма контрастировал бы с устремленным ввысь, многообъемным и залитым солнцем ансамблем Кремля. Храм должен был довлеть над Москвой. "Величина города, поглощенная отдалением, смиряется перед храмом" (Витберг).
Однако в столь удаленном от центра города положении храма крылась одна из причин, сделавших его постройку нереальной. Постройка чрезвычайно дорогого и красивого храма далеко вне города была неправильна по градостроительным соображениям и обременительна для российских финансов.
После смерти Александра I строительство грандиозного храма на Воробьевых горах было прервано. После восьмилетнего "следствия", в 1835 году, опальный архитектор был сослан в Вятку. Строительство храма было начато в следующее царствование, но уже на новом месте, близ Кремля, и новым архитектором - К. Тоном.


Начало раздела "Старая Москва"

 

© 2003-2013 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100