Старая Москва
История архитектуры и градостроительства
НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ АНСАМБЛЬ - ХРАМ-ПАМЯТНИК НА ВОРОБЬЕВЫХ
ГОРАХ
Последней зарницей широких градостроительных идей начала XIX века было
проектирование храма на Воробьевых горах. История его постройки поучительна.
25 декабря 1813 года Александр I издал манифест о сооружении в Москве
храма в память одержанной над Наполеоном победы. Сооружение храма было
поручено Александру Витбергу (1787-1855), который своим проектом храма
заставил "камни говорить". (Вид Кремля с Москвы-реки
(акварель Кампорези, XVII в.)).
Храм, по проекту Витберга, должен был языком архитектуры выразить идею
о трех сущностях человека - теле, душе и духе. Тело, грешное и смертное,
олицетворялось подземным "храмом тела" в виде параллелепипеда-
"гроба"; вечно страждущая душа - "храмом души" в
виде символа страдания - крестчатого куба, а дух, бессмертный и парящий,
- "храмом духа" в виде цилиндра, завершенного куполом.
Простые и контрастные объемы трех храмов - параллелепипед, крестчатый
куб, цилиндр и полусфера - слагались в монолитный объем храма высотой
в 170 м (две высоты Ивана Великого!). Храм, глубоко внедрившийся в лоно
земли, величественно вздымался к небу, побеждая косность материи, и
царил над окружающей местностью и над Москвой.
Поиски места для постройки храма были длительны. Одно за другим были
отвергнуты Кремль, Швивая горка и территория пороховых складов близ
Симонова монастыря. По настоянию Витберга решено было строить храм на
Воробьевых горах.
Храм Витберга должен был стоять в вершине Хамовнической излучины Москвы-реки.
Река плавно поворачивала у подножия храма на северо-восток и направлялась
к центру Москвы, где опять поворачивала под стенами Кремля к юго-востоку.
Кремле и храм, расположенные на противоположных концах прямолинейного
участка Москвы-реки, замыкали бы перспективу вдоль реки.
Устремленный ввысь, монолитный, обычно темный (если смотреть из Москвы),
силуэт храма контрастировал бы с устремленным ввысь, многообъемным и
залитым солнцем ансамблем Кремля. Храм должен был довлеть над Москвой.
"Величина города, поглощенная отдалением, смиряется перед храмом"
(Витберг).
Однако в столь удаленном от центра города положении храма крылась одна
из причин, сделавших его постройку нереальной. Постройка чрезвычайно
дорогого и красивого храма далеко вне города была неправильна по градостроительным
соображениям и обременительна для российских финансов.
После смерти Александра I строительство грандиозного храма на Воробьевых
горах было прервано. После восьмилетнего "следствия", в 1835
году, опальный архитектор был сослан в Вятку. Строительство храма было
начато в следующее царствование, но уже на новом месте, близ Кремля,
и новым архитектором - К. Тоном.