Старая Москва
История архитектуры и градостроительства
АРХИТЕКТУРА ДВОРЯНСКОГО ОСОБНЯКА И ВЛАДЕНИЯ
Московская архитектура эпохи русского классицизма была развитием архитектуры
предшествующей эпохи.
Восстановленные после пожара 1812 года екатерининские дворцы сохраняли
свое положение по отношению к улице, но конфигурация плана и основные
объемы обобщались, а внутреннее устройство здания и архитектура фасада
сильно изменялись. Дворец, бывший в конце XVIII века жилищем вельможи,
после пожара перестраивается и обычно становится зданием общественным
- больницей, казармой, институтом. Немногочисленные новые дворцы Москвы
начала XIX века строятся как здания "казенные" (общественные).
Новые "казенные" дворцы обычно дополняли ансамбли уходившей
Москвы, сложившиеся в основном уже в последней четверти XVIII века;
исключением является, пожалуй, ансамбль Театральной площади, заново
созданный на месте Петровского театра, сгоревшего еще в 1805 году. Сочетание
старых и новых зданий придало особую прелесть улицам и былым "воротам"
Москвы.
Новые архитектурные ансамбли и отдельные дворцы строились в начале XIX
века согласно принципам русского классицизма. По своим архитектурным
приемам он являлся переработкой форм греческой архитектуры (по преимуществу
дорического стиля), но по своей сущности он был стилем растущего столичного
города, стилем войн и побед.
Суровая дорика фасадов общественных зданий эпохи сделала их строже и
величественнее дворцов конца XVIII века, но частным жилищем дворянина
стал небольшой, интимный особняк. Особняки были невелики. "У всех
фасады были с колоннами, все выкрашены по штукатурке в веселые цвета.
Почти все дома были в один этаж с выходящими на улицу семью или девятью
большими светлыми окнами". ( "Генеральный план
императорского столичного города Москвы... сочиненный под смотрением
инженер майора Горихвостова в 1767 году"). Зданию придавалась
форма длинного параллелепипеда, без больших углублений в плане. План
здания делился большой осью на две части. Вдоль улицы располагалась
анфилада проходных парадных комнат, а в сторону двора устраивались жилые
помещения. Они были непроходные и размещались вдоль коридора.
Архитектура фасада стала утрачивать органическую связь со всей структурой
здания. Обычно плоский "графичный" фасад особняка украшался
портиком с четырьмя, шестью, восемью колоннами. Зодчие проявили неистощимую
изобретательность в устройстве портиков. Они то ставили все колонны
на равных расстояниях друг от друга, то спаривали их, превращая восьмиколонный
портик в четырехколонный, то увеличивали интервал между средними колоннами,
как бы раскрывая портик, то всю колоннаду портика заключали в лоджию.
Строгая плоскость фасадной стены оживлялась изящными лепными украшениями,
показывавшими архитектурные членения фасада.
Фасад особняка отвечал общему характеру здания (гармоническая интимность
"дворянского гнезда"), но не был отражением его внутреннего
устройства. Он был прежде всего частью ансамбля улицы.
Особняки знаменовали собой новый этап в архитектуре жилища и города.
Эта архитектура города эпохи русского классицизма создавалась прежде
всего площадями, проспектами, зданиями. Поэзия камня и геометрически
правильных городских пространств господствовала в градостроительстве.
Природа включалась в архитектурный ансамбль тогда и постольку, поскольку
она выражала архитектурный замысел. Сложный живой организм города подчинялся
архитектурному проекту, обычно удачно найденному в эту эпоху классицизма,
и порабощался предвзятой геометрической схемой второй четверти XIX века.
Бывший дом Луниных (Джилярди, 1818-1823гг.). Современный
вид.
(Внастоящее время (1947г.) Московский Областной дом художественного
воспитания детей)
Бывший дом Луниных. Фасад двухэтажного корпуса
|
Санаторий "Высокие горы", бывшая загородная усадьба
кн. Гагарина на Яузе
(Джилярди, 1829-1831 гг.) Фасад главного корпуса. Современный
вид
|
Санаторий "Высокие горы". Фасад главного
корпуса. Чертеж начала XIX в.
|
Бывший городской особняк кн. Гагарина на Новинском бульваре
(проект архитектора Бове, 1817 г.)
|
Бывший особняк кн. Гагарина на Новинском бульваре.
Вид центральной части фасада
|