СТАРАЯ МОСКВА
НАЧАЛО
О НАС
ПОДАРКИ
КУШАНЬЯ
ВАШ ДОМ
ВАШ СТИЛЬ
ТВОРЧЕСТВО
КЛУБ
E-MAI

Старая Москва
История архитектуры и градостроительства

ПОСТРОЙКА КРЕМЛЯ

Иван III, принявший титул "государя всея Руси", построил грозные кремлевские укрепления и новые каменные терема и соборы. После женитьбы на византийской принцессе Софии Палеолог он выписал лучших зодчих того времени - итальянцев.
Архитекторы Марко Руффо и Пиетро Антонио Солярио за десять лет (1485- 1495) заново построили из кирпича высокую зубчатую стену Кремля с восемнадцатью (не считая башни Кутафьи) башнями без шатров. Кремль получил вид треугольника в плане, общей площадью в 26,5 га. Кроме стен, Кремль был защищен реками Москвой и Неглинной. Для предохранения от пожаров и внезапных нападений в 1493 году вокруг Кремля "повелением великого князя Ивана Васильевича церкви сносиша и дворы за Неглимною и постави меру от стены до дворов сто
сажен да девять" (П.С.Р.Л. VIII, стр. 226). Так было устроено "полое" место ("застенье"), наметившее границы будущих площадей к западу от Кремля.
В 1495 году "того же лета князь великий повеле сносити церкви и дворы за рекою за Москвою против города и повеле на тех местах чинить сад" (П.С.Р.Л. VIII, стр. 230). Величественная панорама Кремля, отраженная зеркалом Москвы-реки, открылась из Замоскворечья.
Подобно тому, как усадьба Долгорукого состояла из княжеского терема, переднего двора с церковью и людских изб и служб вокруг двора, так и Кремль Ивана III состоял из царских теремов, соборов на Соборной площади перед теремами и боярских усадеб и монастырей вокруг Соборной и Ивановской площадей. Он сохранил некоторые черты усадебной планировки, но огромный размах градостроительных работ превратил княжескую вотчину в столицу Московского государства.
Центром Кремля были Соборная и Ивановская площади, к которым вели улицы от Спасских, Никольских и Троицких ворот Кремля. Эти улицы образовали в северной и восточной части Кремля кварталы неправильной формы, которые были тесно и беспорядочно застроены усадьбами бояр, монастырями, подворьями и городскими житницами.
В юго-западной части Кремля, где некогда находилась усадьба Долгорукого, великим князем был заложен в 1499 году "двор свой, палаты каменные и кирпичные, а под ними погреба и ледники на старом дворе у Благовещения" (П.С.Р.Л. ХХ, стр. 368-369; VIII, стр 237). Рядом с дворцовым храмом Благовещения были поставлены Большая (Грановитая) палата, служившая для торжественных приемов (М. Руффо и А. Солярио, 1487-1491), и Золотая палата. Эти палаты образовали фасад дворца. Красное крыльцо соединяло их с дворцовым Благовещенским храмом.
Фасад дворца был обращен на Соборную площадь, к главным Спасским воротам Кремля и к Московскому посаду.
Перед дворцом великого князя на Соборной площади четырехугольником стояли соборы: Благовещенский (построен псковскими мастерами в 1482-1490 годах), Архангельский (построен Алевизом Новым в 1505-1509 годах), Успенский (построен Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах) и Ивановский столп (нижние ярусы построены Фрязином Боном в 1505-1508 годах).

Самым замечательным сооружением Кремля XV века был новый Успенский собор. Из Италии был выписан А. Фиораванти. По приказу великого князя он изучил архитектуру соборов Владимира и Суздаля, а во время новгородского похода, видимо, ознакомился с архитектурой церквей Новгорода. За композиционную основу Успенского собора А. Фиораванти взял традиционный тип русского пятиглавого собора, подобно собору во Владимире, но, будучи мастером Ренессанса, придал формам нового сооружения строгую геометричность и кратность. Было создано архитектурное произведение, отлитое в ясную форму и глубоко русское по существу.
Вновь выстроенные крепостные стены и башни, терема и соборы придали Кремлю вид чудесного замка, достойного быть жилищем "государя всея Руси". Устремленные ввысь (и к востоку) сложные и разнообразные формы соборов: белые "кубы" храмов, завершенные полукружиями закомар, круглые "шеи" барабанов, несущих золотые и синие шлемы и луковки глав, - все это дивно сочеталось с мощной гладью крепостных стен, расчлененных на "прясла" простыми суровыми объемами башен (не имевших еще шатров и не споривших поэтому с соборами). Кремль Ивана III имел сказочный вид, где точеные, причудливой, самобытной архитектуры соборы и терема лежали в оправе суровой крепостной стены. Остальная Москва была по-прежнему деревянной.

Начало раздела "Старая Москва"

 

© 2003-2010 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru


Rambler's Top100 Rambler's Top100