Старая Москва
История архитектуры и градостроительства
ПОСТРОЙКА КРЕМЛЯ
Иван III, принявший титул "государя всея Руси", построил
грозные кремлевские укрепления и новые каменные терема и соборы. После
женитьбы на византийской принцессе Софии Палеолог он выписал лучших
зодчих того времени - итальянцев.
Архитекторы Марко Руффо и Пиетро Антонио Солярио за десять лет (1485-
1495) заново построили из кирпича высокую зубчатую стену Кремля с восемнадцатью
(не считая башни Кутафьи) башнями без шатров. Кремль получил вид треугольника
в плане, общей площадью в 26,5 га. Кроме стен, Кремль был защищен реками
Москвой и Неглинной. Для предохранения от пожаров и внезапных нападений
в 1493 году вокруг Кремля "повелением великого князя Ивана Васильевича
церкви сносиша и дворы за Неглимною и постави меру от стены до дворов
сто
сажен да девять" (П.С.Р.Л. VIII, стр. 226). Так было устроено "полое"
место ("застенье"), наметившее границы будущих площадей к
западу от Кремля.
В 1495 году "того же лета князь великий повеле сносити церкви и
дворы за рекою за Москвою против города и повеле на тех местах чинить
сад" (П.С.Р.Л. VIII, стр. 230). Величественная панорама Кремля,
отраженная зеркалом Москвы-реки, открылась из Замоскворечья.
Подобно тому, как усадьба Долгорукого состояла из княжеского терема,
переднего двора с церковью и людских изб и служб вокруг двора, так и
Кремль Ивана III состоял из царских теремов, соборов на Соборной площади
перед теремами и боярских усадеб и монастырей вокруг Соборной и Ивановской
площадей. Он сохранил некоторые черты усадебной планировки, но огромный
размах градостроительных работ превратил княжескую вотчину в столицу
Московского государства.
Центром Кремля были Соборная и Ивановская площади, к которым вели улицы
от Спасских, Никольских и Троицких ворот Кремля. Эти улицы образовали
в северной и восточной части Кремля кварталы неправильной формы, которые
были тесно и беспорядочно застроены усадьбами бояр, монастырями, подворьями
и городскими житницами.
В юго-западной части Кремля, где некогда находилась усадьба Долгорукого,
великим князем был заложен в 1499 году "двор свой, палаты каменные
и кирпичные, а под ними погреба и ледники на старом дворе у Благовещения"
(П.С.Р.Л. ХХ, стр. 368-369; VIII, стр 237). Рядом с дворцовым храмом
Благовещения были поставлены Большая (Грановитая) палата, служившая
для торжественных приемов (М. Руффо и А. Солярио, 1487-1491), и Золотая
палата. Эти палаты образовали фасад дворца. Красное крыльцо соединяло
их с дворцовым Благовещенским храмом.
Фасад дворца был обращен на Соборную площадь, к главным Спасским воротам
Кремля и к Московскому посаду.
Перед дворцом великого князя на Соборной площади четырехугольником стояли
соборы: Благовещенский (построен псковскими мастерами в 1482-1490 годах),
Архангельский (построен Алевизом Новым в 1505-1509 годах), Успенский
(построен Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах) и Ивановский столп
(нижние ярусы построены Фрязином Боном в 1505-1508 годах).
Самым замечательным сооружением Кремля XV века был новый Успенский
собор. Из Италии был выписан А. Фиораванти. По приказу великого князя
он изучил архитектуру соборов Владимира и Суздаля, а во время новгородского
похода, видимо, ознакомился с архитектурой церквей Новгорода. За композиционную
основу Успенского собора А. Фиораванти взял традиционный тип русского
пятиглавого собора, подобно собору во Владимире, но, будучи мастером
Ренессанса, придал формам нового сооружения строгую геометричность и
кратность. Было создано архитектурное произведение, отлитое в ясную
форму и глубоко русское по существу.
Вновь выстроенные крепостные стены и башни, терема и соборы придали
Кремлю вид чудесного замка, достойного быть жилищем "государя всея
Руси". Устремленные ввысь (и к востоку) сложные и разнообразные
формы соборов: белые "кубы" храмов, завершенные полукружиями
закомар, круглые "шеи" барабанов, несущих золотые и синие
шлемы и луковки глав, - все это дивно сочеталось с мощной гладью крепостных
стен, расчлененных на "прясла" простыми суровыми объемами
башен (не имевших еще шатров и не споривших поэтому с соборами). Кремль
Ивана III имел сказочный вид, где точеные, причудливой, самобытной архитектуры
соборы и терема лежали в оправе суровой крепостной стены. Остальная
Москва была по-прежнему деревянной.