Старая Москва
История архитектуры и градостроительства
МОСКВА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА
Николаевское царствование знаменовало собой попытку помещиков-крепостников
удержать старые, рушившиеся формы хозяйства и помешать экономическому
развитию, втягивавшему Россию на путь капитализма. Оно началось кровавым
подавлением восстания декабристов в 1825 году и окончилось падением
героического Севастополя, (в 1855 году). "Крымская кампания показала
гнилость и бессилие крепостной России".
Бесчеловечное и экономически гибельное для России крепостное право я
удушливая реакция во всех областях умственной жизни усилились в царствование
Николая I. Общий упадок сказался в зодчестве. Блестящая эпоха московского
градостроительства была позади. Ей на смену шел период хищного, утилитарного
капитализма.
Москва стала промышленной столицей России. А. С. Пушкин писал: "Москва,
утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях:
промышленность, сильно покровительствуемая в ней, оживилась и развилась
с необыкновенной силой". (А.С. Пушкин. Путешествие из Москвы в
С.-Петербург, 1836.)
В первой половине XIX века в Москве сложились основные промышленные
районы. Новые фабрики располагались вдоль Москвы-реки и Яузы (близ водоемов,
откуда легко было брать воду и куда удобно было спускать сточную жидкость),
в районах, насиженных еще мануфактурами XVIII века. Особенно много фабрик
возникло в Лефортове - в районе былой Немецкой слободы. Фабричные районы
образовались на Яузе, в Сыромятниках (вне Земляного города) и на Хапиловском
пруду, по Генеральной и Семеновской улицам. Крупные фабричные районы
сложились на Москве-реке, там, где она вступает в город (Трехгорная
и Саввинская группы фабрик), и там, где она выходит из города (Кожевники
и Симоновская слобода).
Фабричные районы разорванным кольцом охватили центр Москвы и затрудняли
рост городской (селитебной) территории. Они загрязнили реки и погубили
сады. Столь же неорганизованно велось в Москве и железнодорожное строительство.
Эра железнодорожного строительства началась 27 октября 1829 года. В
этот день построенный Стефенсоном паровоз "промчался" со средней
скоростью в 15 миль (почти 25 км) в час, и направление развития государственного
транспорта было предначертано на полтора столетия вперед.
В 1835-1839 годах была построена первая в России Царскосельская железная
дорога; в 1851 году открыто движение по Николаевской ж. д., соединившей
геометрически прямой линией Петербург и Москву.
Первая Николаевская дорога вошла в городскую территорию не по радиусу,
что отвечало бы исторически сложившемуся плану Москвы, а по хорде, пересекая
городские радиальные улицы. Николаевский вокзал, построенный на пустыре
Каланчевского поля, был слишком удален от центра города и связан с ним
одной узкой Мясницкой улицей. Хронические транспортные заторы стали
уделом старой Москвы.
Частные вопросы застройки Москвы решались применительно к плану Москвы,
"доставленному от г. Московского генерал-губернатора, Генваря 4-го
дня 1830 г.", не удостоившемуся "высочайшего" утверждения,
но все же включенному в книгу "Планы городов", приложенную
к Полному собранию законов Российской империи (1839). Этот план мало
отличался от "прожектированного" плана 1818-1824 годов. Он
не содержал новых широких градостроительных идей, игнорировал фабричную
промышленность и не предвидел железнодорожного строительства. Его регулирующее
значение было невелико и при Николае I, а после его смерти он стал простым
листом бумаги.
Властителем дум в архитектуре стал любимец императора архитектор Константин
Андреевич Тон (1794-1881).
Немец по происхождению, обучавшийся в Петербурге и Риме и дебютировавший
проектом увеселительного "Немецкого трактира", Тон был весьма
плодовит. Он усердно проектировал типовые церкви на 200, 500 и 1000
человек, иконостасы и колокольни и одновременно строил вокзалы в Петербурге
и Москве, дворец в Кремле и храм Христа Спасителя (на месте Алексеевского
монастыря) в Москве.
Будучи назначен ректором Академии, Тон обучил воссозданному им "русскому"
стилю архитекторов Рахау, Иогансона, Кенель, Шперера и Макарова. Тон
строил здания либо в запоздалом ренессансе, либо в казенном русско-византийском
стиле. По проекту Тона, коим "государь остался сколь нельзя более
доволен", в 1839 году начинается, длившееся сорок лет" строительство
храма Христа Спасителя; в 1839 году Тон разрушает в Кремле древние набережные
палаты и строит Николаевский дворец, "долженствовавший заключать
в себе все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища
государя". Наконец, в 1851 году Тон воздвигает первый, Николаевский
вокзал на Каланчевском поле.
Псевдорусский стиль в церковных постройках, унылый (упрощенный) "николаевский"
классицизм в гражданских зданиях, бесстильное строительство жилых домов
для найма превратили Москву в "заштатную столицу".