СТАРАЯ МОСКВА
НАЧАЛО
О НАС
ПОДАРКИ
КУШАНЬЯ
ВАШ ДОМ
ВАШ СТИЛЬ
ТВОРЧЕСТВО
КЛУБ
E-MAI

Старая Москва
История архитектуры и градостроительства

МОСКВА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Николаевское царствование знаменовало собой попытку помещиков-крепостников удержать старые, рушившиеся формы хозяйства и помешать экономическому развитию, втягивавшему Россию на путь капитализма. Оно началось кровавым подавлением восстания декабристов в 1825 году и окончилось падением героического Севастополя, (в 1855 году). "Крымская кампания показала гнилость и бессилие крепостной России".
Бесчеловечное и экономически гибельное для России крепостное право я удушливая реакция во всех областях умственной жизни усилились в царствование Николая I. Общий упадок сказался в зодчестве. Блестящая эпоха московского градостроительства была позади. Ей на смену шел период хищного, утилитарного капитализма.
Москва стала промышленной столицей России. А. С. Пушкин писал: "Москва, утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях: промышленность, сильно покровительствуемая в ней, оживилась и развилась с необыкновенной силой". (А.С. Пушкин. Путешествие из Москвы в С.-Петербург, 1836.)
В первой половине XIX века в Москве сложились основные промышленные районы. Новые фабрики располагались вдоль Москвы-реки и Яузы (близ водоемов, откуда легко было брать воду и куда удобно было спускать сточную жидкость), в районах, насиженных еще мануфактурами XVIII века. Особенно много фабрик возникло в Лефортове - в районе былой Немецкой слободы. Фабричные районы образовались на Яузе, в Сыромятниках (вне Земляного города) и на Хапиловском пруду, по Генеральной и Семеновской улицам. Крупные фабричные районы сложились на Москве-реке, там, где она вступает в город (Трехгорная и Саввинская группы фабрик), и там, где она выходит из города (Кожевники и Симоновская слобода).
Фабричные районы разорванным кольцом охватили центр Москвы и затрудняли рост городской (селитебной) территории. Они загрязнили реки и погубили сады. Столь же неорганизованно велось в Москве и железнодорожное строительство.
Эра железнодорожного строительства началась 27 октября 1829 года. В этот день построенный Стефенсоном паровоз "промчался" со средней скоростью в 15 миль (почти 25 км) в час, и направление развития государственного транспорта было предначертано на полтора столетия вперед.
В 1835-1839 годах была построена первая в России Царскосельская железная дорога; в 1851 году открыто движение по Николаевской ж. д., соединившей геометрически прямой линией Петербург и Москву.
Первая Николаевская дорога вошла в городскую территорию не по радиусу, что отвечало бы исторически сложившемуся плану Москвы, а по хорде, пересекая городские радиальные улицы. Николаевский вокзал, построенный на пустыре Каланчевского поля, был слишком удален от центра города и связан с ним одной узкой Мясницкой улицей. Хронические транспортные заторы стали уделом старой Москвы.
Частные вопросы застройки Москвы решались применительно к плану Москвы, "доставленному от г. Московского генерал-губернатора, Генваря 4-го дня 1830 г.", не удостоившемуся "высочайшего" утверждения, но все же включенному в книгу "Планы городов", приложенную к Полному собранию законов Российской империи (1839). Этот план мало отличался от "прожектированного" плана 1818-1824 годов. Он не содержал новых широких градостроительных идей, игнорировал фабричную промышленность и не предвидел железнодорожного строительства. Его регулирующее значение было невелико и при Николае I, а после его смерти он стал простым листом бумаги.
Властителем дум в архитектуре стал любимец императора архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881).
Немец по происхождению, обучавшийся в Петербурге и Риме и дебютировавший проектом увеселительного "Немецкого трактира", Тон был весьма плодовит. Он усердно проектировал типовые церкви на 200, 500 и 1000 человек, иконостасы и колокольни и одновременно строил вокзалы в Петербурге и Москве, дворец в Кремле и храм Христа Спасителя (на месте Алексеевского монастыря) в Москве.
Будучи назначен ректором Академии, Тон обучил воссозданному им "русскому" стилю архитекторов Рахау, Иогансона, Кенель, Шперера и Макарова. Тон строил здания либо в запоздалом ренессансе, либо в казенном русско-византийском стиле. По проекту Тона, коим "государь остался сколь нельзя более доволен", в 1839 году начинается, длившееся сорок лет" строительство храма Христа Спасителя; в 1839 году Тон разрушает в Кремле древние набережные палаты и строит Николаевский дворец, "долженствовавший заключать в себе все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища государя". Наконец, в 1851 году Тон воздвигает первый, Николаевский вокзал на Каланчевском поле.
Псевдорусский стиль в церковных постройках, унылый (упрощенный) "николаевский" классицизм в гражданских зданиях, бесстильное строительство жилых домов для найма превратили Москву в "заштатную столицу".


Начало раздела "Старая Москва"

 

© 2003-2013 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100