Старая Москва
История архитектуры и градостроительства
МОСКВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Падение крепостного права во второй половине XIX века повело к развитию
промышленности и торговли, к строительству железных дорог и росту городов.
Население Москвы возросло с 448 000 в 1852 году до 1043000 в 1897 году
и 1 617 000 в 1912 году (но с пригородами). "Медленнее росла площадь
города, увеличившаяся с 7100 в черте Камер-Коллежского вала до 9125
в границе 1878 года я до 11 460 га к концу века (с пригородами). Вслед
за Николаевской железной дорогой (1851) были построены Курская (1860),
Нижегородская (1861), Казанская (1862), Северная (1862) и Белорусская
(1870). На рубеже XX века были построены Рязано-Уральская (1862-1899),
Киевская (1899), Савеловская (1900) и Балтийская (1901). Последней (1902-1908)
была выстроена Окружная железная дорога.
Московский железнодорожный узел строился без связи с планом города.
Все московские вокзалы - тупикового типа, они плохо связаны между собой
и слишком удалены от городского центра.
Линии железных дорог проходили по городской территории по хордам и пересекали
радиальные городские магистрали. Окружная железная дорога была мала
и мешала росту города (особенно на юг). Товарные станции находились
в черте города.
Размещение промышленных предприятий происходило в Москве без какого-либо
плана. Наиболее крупные промышленные районы сложились на Пресне, в Марьиной
Роще, на Благуше, в Лефортове, в Рогожско-Симоновском районе и в Замоскворечье.
Фабрики тяготели к рекам и железным дорогам. Особенно много фабрик было
построено на юге и юго-востоке города вдоль Яузы и Москвы-реки, поблизости
от линий Курской, Казанской и Нижегородской железных дорог (Гужон, Дангауэр,
Кайзер, Бромлей, Рябушинский и т. д.).
Многие заводы строились выше городского центра, по течению реки, с подветренной
стороны (Трехгорная мануфактура на Пресне, Трехгорный пивоваренный завод
др.). Заводы возникали среди жилых кварталов, заселенных рабочими (Бром-лей,
фабрики вдоль водоотводного канала).' Впрочем, существовали фабрики
(не говоря о складах) и в Китай-городе и даже на архитектурно выгодных
участках берега Москвы-реки против Кремля (завод Густав Лист, электростанция
трамвая, фабрика Эйнем).
Застроенная фабриками, загрязненная сточными водами, перегороженная
Бабьегородской плотиной, Москва-река надолго утратила свое былое значение.
Яуза получила характерное название "Язвы".
В XIX веке исторически сложившаяся планировка Москвы была сохранена
и, вследствие отсталого характера русского капитализма, только незначительно
улучшена введением красных линий и пр.
Между тем площадь города выросла. Радиальные улицы непомерно удлинились,
но их изломы и недостаточная ширина сохранились. Пучок радиальных магистралей
стягивал все движение к центру города и создавал хронический затор транспортных
потоков на Театральной площади и Лубянке. Кольцевые улицы были плохо
приспособлены для нужд транспорта (узость проезжей части и здания в
торцах бульваров). К тому же число кольцевых улиц было недостаточно
(Камер-Коллежский вал так и не сомкнулся в кольцо).
Концентричность городских зон Москвы повела к тому, что центр города
не мог свободно расти, будучи окружен жилыми районами; в свою очередь,
жилые районы были со всех сторон окружены поясом промышленных предприятий,
а последние охвачены стальным кольцом железных дорог.
Московская городская дума не составила общего проекта переустройства
Москвы. Регулирование текущего строительства производилось по "планам
регулирования" семнадцати полицейских частей города, составление
и утверждение которых длилось с 1886 по 1901 год.
К концу XIX века Москва стала расти в основном в северном направлении.
Предназначенные для застройки местности получали предельно упрощенную
планировку. Они расчленялись на небольшие прямоугольные кварталы, ориентированные
по меридиану. Так были спланированы на окраинах районы Писцовых улиц,
Марьиной Рощи и Черкизова.
Реконструктивные мероприятия в самом городе были очень незначительны,
что объяснялось как наличием частной собственности на землю, так и отсутствием
у "отцов города" понимания задач градостроительства. Основным
планировочным мероприятием, выполненным Московской городской думой за
полвека ее хозяйничанья, было устройство Ново-Рязанской улицы и Рязанского
проезда в малозастроенной части города.
Наиболее "эффектным" планировочным мероприятием Думы было
отчуждение и покупка у дворянина Хомякова 55 квадратных сажен ненужной
ему земли ("Хомякова роща"), на углу Кузнецкого переулка и
Петровки, почти за 40000 рублей!
Жилищная нужда в капиталистической Москве резко обострилась. В Москве
преобладали низкие деревянные дома. Число одноэтажных зданий составляло
51,5%, двухэтажных - 39,7%; деревянных зданий было около 75%. Застройка
московских кварталов была невысока, но плотна; в среднем она равнялась
40% и доходила до 60%.
Архитектура капиталистической Москвы была отмечена общей печатью упадка
и ретроспективизма.
В архитектуре конца века наметились две тенденции. Первая стремилась
возродить "русский" стиль, понимаемый, однако, как более или
менее удачное приспособление архитектурных деталей византийского, московского
или псковско-новгородского стилей для украшения фасадов современных
зданий - универмагов, гостиниц, вокзалов и особняков.
Характерными общественными зданиями конца века были Исторический музей
(Шервуд, 1875-1883). Политехнический музей (Монигетти и Шохин, 1874-1877),
Верхние и Средние торговые ряды (Померанцев, 1888-1892, и Клейн, 1898).
Городская дума (Чичагов. 1890-1892). В условном "русском"
стиле были построены и дом Щукина на Грузинской улице, дома Цветкова
и Перцевой у Кропоткинских ворот и многие другие. Русифицированные одежды
получили даже некоторые вокзалы, как, например, Северный (Шехтель, 1906).
Вторая архитектурная тенденция состояла в переносе в Москву созданного
на Западе стиля модерн и предвоенного конструктивизма. Наиболее крупными
зданиями этого направления являются: бывший универмаг Мюра и Мерилиза
(Клейн, 1909) и гостиница "Метрополь" (Валькот и Кекушев,
1900). Пожалуй, наиболее пошлыми чертами "венского модерна"
отличался особняк Рябушинского на Малой Никитской (Шехтель, 1902).
В предвоенные годы (1900-1912) было построено много зданий, воскрешавших
архитектурные формы любого из стилей прошлых эпох. Наиболее строгие
здания этого периода принадлежат Жолтовскому (дом Тарасова на Спиридоновке,
1910). Беспринципным является особняк Морозова на Воздвиженке (Марызин,
1899). Лучшие архитекторы того времени (вернее, безвременья) были скорее
архитектуроведами и эклектиками, чем зодчими. Худшие же были просто
дельцами.
Капитализм принес резкое ухудшение архитектуры зданий, но строительная
техника (сравнительно с началом века) значительно двинулась вперед.
Ведущим типом нового здания стал многоэтажный дом.
Радиально-кольцевая структура Москвы, сложившаяся в XVI веке, наполнилась
при капитализме новым содержанием. Это создало бесконечное число затруднений,
устранить которые отсталый русский капитализм оказался не в состоянии.
"Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала
даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского
капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством
переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность
центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость
домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных
предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства
и быта мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности
городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства".
(О генеральном плане реконструкции Москвы. Постановление НК СССР и ЦК
ВКП (б). Москва, 1935.).
Эта задача переустройства решена Сталинским планом реконструкции столицы.