XVII.
Москва в XIX столетии.
Часть 1. Москва до нашествия Наполеона.
кратковременное царствование императора Павла I и часть
Александра I, до великой войны 1812 года, Москва, как дворянский центр,
продолжала обстраиваться и жить в прежнем направлении, на котором мало
отразились и мрачный характер первого правления, и либеральный - второго.
Классический стиль продолжал по-прежнему господствовать в постройках,
хотя уже в это время начинают, по примеру Франции, применять у нас и
стиль еmpiге, проводниками которого были строители Жилярди и Витали
и их русские ученики. Но расцвет и господство этого стиля относится
уже к эпохе, наставшей после нашествия Наполеона. В это же время достраивались
постройки прежнего царствования, как церковь Мартина Исповедника, Андроньевская
колокольня, и дома московской знати.
В это время начинает проявляться отлив дворянства из окрестностей Яузы
в центр Москвы, к Арбату, Пречистенке, Знаменке, Староконюшенной и прилежащим
переулкам.
Екатерининские орлы, как Зубов, Мусин-Пушкин, Разумовский, доживали
свой век вблизи немецкой слободы, а князь Орлов гонял своих рысаков
из Нескучного по Замоскворечью.
Но
новое поколете дворянства, особенно под влиянием своих, заграничных
странствований, тянулось к новой обстановке жизни. В одежде преобладали
моды сперва директории, а потом империи. На домах появились строгие
орнаменты античного характера тонкие карнизы, красивые окна с львиными
над ними масками, барельефы за колоннами, на фронтонах венки, в простенках
светильники и факелы и во всем изысканная симметричность. В этом стиле
еmpiге в то время под Новинским князь Гагарин выстроил прекрасный, существующий
доселе особняк, а Всеволожский огромный дом на Пречистенке, теперь перестроенный
для военного ведомства. Жилярди выстроил на Солянке для Опекунского
Совета красивое здание того же стиля.
В Екатерининское время Москве давали тон вельможи, тон величественного
великолепия. Дома-дворцы с роскошными парками и большими прудами, с
великолепными картинными галереями, с театрами со своими оркестрами
и хорами из крепостных, с лукулловскими обедами и феерическими балами,
открытыми "для званных и названных", сосредоточивали культурную
жизнь Москвы, в немногих домах знати и не давали возможности развиваться
общественности в средних кругах. Не то стало при Александре I. При нем
все эти празднества у немногих раздробились между множеством живших
в Москве семейств уже среднего дворянства. Стала развиваться клубная
жизнь, общественные увеселения, театральны зрелища за плату. Английский
клуб привлекал мужчин не только своими обеденными и карточными столами,
но и своей читальней и политическими беседами; а танцевальный клуб-лиц
обоего пола. Бульвары, недавно обострившиеся особняками по линии своих
проездов, переполнялись гуляющими. Кузнецкий мост, куда из Немецкой
слободы перешли заграничные магазины, стал не только местом для покупок
модниц и модников, но и местом прогулок и всевозможных свиданий. Балы,
маскарады, рауты из домов Екатерининской знати раскинулись по множеству
дворянских домов Москвы и становились даже общественными и платными,
когда устраивались в клубах. В театре на Арбатской площади шли всевозможные
представления. В одни дни там играла французская труппа со знаменитой
артисткой Жорж, а в другие - русская, с артистками Семеновой и Сандуновой.
Перед самым вторжением Наполеона репертуар, за отъездом французов, стал
исключительно русским и патриотическим. Ставилась сатирическая (по отношению
к увлечению иноземщиной) "Модная лавка" Крылова и драмы -"Наталья
боярская дочь", "Добрые солдаты", оратория Дехтерева
"Минин и Пожарский" и оперы Кавоса "Илья Богатырь"
и Шаховского "Иван Сусанин" в которой последний оставался
жив.
В Москве возникали кружки для чтения литературных произведений и бесед,
которые касались иностранной политики, особенно ослепительных побед
Наполеона I. Много было политических разговоров в Английском клубе,
в котором выписывались иностранные газеты и журналы.
Но Москва высших и средних классов ее населения с первых лет царствования
Александра I неудержимо предавалась увеселениям. Вигель в своих записках
говорит: "каждая зима в Москве походила на шумную неделю масленицы".
Его современник Булгаков пишет в 1805 году сыну: "балам нет конца,
и не понимаю, как могут выдерживать. Ежели сумасшествие продолжится
всю зиму, то все переколеют и к будущей - нужен будет рекрутский набор
танцовщиц". Примечательно, что такое беззаботное веселье царило
в Москве до самого лета 1812 года, хотя немногие зоркие люди уже ясно
видели, что заключенный императором Александром I в 1807 году союз с
Наполеоном I непрочен и что война с ним быстро надвигается на Россию.
Самое вторжение в Россию армии двадесяти язык и манифест об этом Русского
царя были для огромного большинства москвичей неожиданностью. Правда,
что простой народ не без страха всматривался по ночам в огромную комету,
которая казалась мечеобразной, и которую Наполеон называл "своей
путеводной звездой в Россию". Только немногие, считавшие Наполеона
антихристом и апокалипсическим Аполионом, имя коего равняется звериному
числу 666, сопостовляя его с 665 годом основания Москвы, ждали большой
беды для самой нашей столицы.
ТИПЫ ПОСТРОЕК ЕКАТЕРИНИНСКОГО И АЛЕКСАНДРОВСКОГО
ВРЕМЕНИ
Продолжение следует.