Для
внутренних целей, цветное стекло должно быть использовано с
тщательной осторожностью, можно сказать умеренно. Зачастую желание
оживить вспышками цвета монотонное пространство проема окна,
оборачивается излишним и безвкусным украшательством. Цветное
стекло напоминает роскошный блеск драгоценного камня, и чрезмерное
увлечение этим украшением в интерьере дома вызывает ощущение
вульгарности и мишуры.
Что касается использования стекла в общих чертах, правила сформулированы
критиками искусства с хорошей репутацией, и заключаются в том,
что оформление любого окна должно быть унифицировано, и плохим
вкусом считается, например,
иметь фреймы в верхней части и зеркальное стекло в более низкой.
Теперь это возможно в теории, но ни в коем случае не подтверждается
исторической практикой.
В средневековые времена, независимо от стоимости материала,
верхняя часть окна, выше фрамуги, обычно состояла из этилированного
стекла, тогда как нижняя часть не должна быть глазированной
совсем, предусмотренные деревянные ставни, открывавшиеся в обратную
сторону, давали беспрепятственную апертуру для открытого вида.
В старину, единообразие для всей целой области окна, было обязательным
условием. И для нашего времени, несомненно, существуют ограничения,
но они обусловлены не диктатами искусства, а исключительно здравым
смыслом.
Есть случаи, особенно в городских домах, где случается, что
обзор из окна загорожен некоторым объектом в виде безобразной
стены или трубы. В этом случае использование витража более чем
уместно. Тем не менее, закрывать высокий, красивый вид, заполняя
окно цветным стеклом - неоправданная ошибка. Необходимо помнить,
что цветное стекло значительно уменьшает освещенность помещения
это необходимо учитывать при разработке проектов. Цветное стекло
не должно быть использовано в качестве простого экрана, оно
этого не заслуживает, и требует лучшего применения, учитывая
существенные свойства этого материала.
Соединения свинца также - неотъемлемая часть структуры мореного
ЦВЕТНОГО СТЕКЛА.
Седло бары являются другой структурной характеристикой.
В старину, они применялись только для укрепления и поддержки
стеклянной панели, и не имели другого назначения, они бросают
тень на фактуру стекла и не могут быть проигнорированы. Среди
наиболее ужасных проблем для художника, работающего с цветным
стеклом - иметь дело с этой проблемой и пытаться ее преодолеть.
Тем не менее, что бы избежать несвоевременных выступов, которые
дают седло бары, им предают определенные декоративные формы,
как сделано, в изобретательном и остроумном решении окна лестницы,
разработанном Мr. Brydone (рис. 2).
"Современные тенденции, возможно, недооценивают функцию
живописи", - такое истинное замечания Mr. Christopher Whall
приведено в его интересном справочнике, посвященном изучению
цветного стекла в период Средневековья. Но нет сомнения, что
современные разработки так называемого процесса "камеи"
способны удивлять результатами, о чем свидетельствуют, например,
лица в группе (рис. 3) выполненной Мr. Stewart. Фигура
"Осени" на рис.
4 - другой пример того же самого процесса выполненного
тем же разработчиком.
Небольшой круг в нижней части левой панели на рис.
5, Messrs. W. Meikle, имеет эффект жемчугов; тогда как
панель фигуры разработанной Мr. Alexander Gascoyne, на рис.
4 (левая часть), показывает возможности другого приема,
технически названного стекло "Нормана".
Любопытный феномен - современные дизайнеры, работающие с цветным
стеклом, даже если умышленно отвергают весь Готический стиль,
иллюстрируют по существу средневековый тип искусства. В работах
современных мастеров все еще инстинктивно доминируют романтические
чувства, которые вдохновляли больших художников по стеклу тринадцатого,
четырнадцатого, и пятнадцатого столетия.
Следовательно, частое повторение живописных галеонов под полным
парусом, замков, укрепленных городов, вооруженных мужчин, и
других предметов является заимствованием из Средних веков.
Кроме этого крайне интересны пейзажи сельского характера: панель
Мr. Paterson Oscar названная "Засада",
и "Пастушка"
Мr. Taylor, оба воспроизведены в цвете.