ПРОЕКТИРОВАНИЕ САДОВ. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Тhomas H. Mawson
Каждый
образованный и думающий человек признает, что сад - это проект,
объединяющий в себе естественные (природные) и построенные (искусственные)
формы и объекты. Тем не менее, не утихают споры о возможности
сочетания искусственных и естественных форм в ландшафтном дизайне.
Специалистов волнует вопрос, как защитить ландшафтный дизайн
от однообразности, картинности, искусственности и ненатуральности.
Ландшафтный дизайн - искусство, результат идеального объединения
природы и результатов человеческого труда. Светит яркое солнце,
дуют грубые ветры, сезоны сменяют друг друга, но красота продуманного
плана должна оставаться неизменной. При проектировании сада
необходимо учитывать все особенности и разнообразие объектов.
Богатство форм, и определенная легкая свобода перспективы -
вот необходимые условия создания достойного проекта.
Природа - гениальный мастер, бесплатно и обильно снабжает нас
своими творениями.
Не стоит потакать индивидуальным вкусам, которые являются столь
же многочисленными и разнообразными, как наши натуры и темпераменты,
однако следует иметь в виду, что у каждого из нас есть некоторые
предпочтения, которые мы желаем видеть в реализации проекта
ландшафтного дизайна.
Многие из этих мечтаний могут быть объективно невыполнимы, другие
являются столь ребяческими, что сразу могут быть отброшены,
как непригодные.
Всегда существует возможность для реализации любых идей, если
они находятся в области здравого смысла, и приспособлены к соответствующему
климату и среде обитания, в этом случае достижению цели может
помешать, лишь нерешительность и некомпетентность.
Природа и искусство являются двумя великими факторами, которые
мы используем при создании проектов садов, однако природа, во
всем своем многообразии форм, является для нас бесконечным источником
вдохновения.
Хороший сад может быть в пейзажном стиле, но это возможно лишь
в том случае, если природа сама позаботилась и была щедра, а
культурный и умный проектировщик сделал несколько штрихов, придал
саду упорядоченный и ухоженный вид, чтобы люди могли комфортно
пользоваться и наслаждаться этим произведением, созданным природой
и человеком.
То, что так часто называют ландшафтным садом, есть не что иное,
как легкомысленные, ребяческие попытки подражания природе. Утомительные
прогулки вокруг искусственных насыпей и пригорков, бесчисленных
групп кустарников и садов камней, производят удручающее впечатление
на воспитанных и культурных людей. Непродуманные, безвкусные
проекты не имеют никакого отношения ни к природе, ни к искусству,
они вызывают лишь чувство раздражения и беспокойства.
Границы природы и искусства, в процессе проектирования садов,
хорошо определены в препирательстве между Polixenes, который
ратует за искусство, и Perdita, которая защищает природу Шекспира
"Зимняя Сказка". Polixenes, с инстинктами истинного
садовника и своей любовью к гвоздикам, готов поспорить с природой:
"не обязательно, что природа сделает лучше, она делает,
что умеет", и иллюстрирует свой довод искусством прививания.
Это искусство доказывает, что он, исправляя природу, сам является
природой. Но этот ясный и правдивый аргумент не заканчивает
спор с с Perdita. Ее чистое обожание и поклонение природе не
терпит искусственности; "бесконечность и разнообразие природы
не возможны без хаоса".
При проектировании садов нельзя не считаться веяниями моды.
В любом проекте мы находим черты ученого, солдата, путешественника,
или отшельника, характер хозяина в некоторой степени отражается
в его саде, и никто из нас не может сказать, что мы свободны
от распространенной моды, которая приходит и уходит, оставляя
здесь и там маленькие слабости и капризы, которые были на данный
момент самые важные.
Можно сделать вывод, что современные сады остаются, востребованы
и необходимы.
В ограниченном пространстве, например в большинстве современных
садов, по общему признанию, отсутствует место для широкого,
экспансивного пейзажного стиля, его можно найти только в барственных
акрах королевских владений, здесь аспект величия оформляется
в виде аллей и прогулок среди монументальных колонн деревьев.
Скромные сады, по общему признанию, подходят больше для декоративного
искусства, где каждый элемент или изделие, будь то дверь, кресло,
ворота, беседки или арки должны быть полезны для комфорта или
украшения, способствовать эффективности и общей концепции проекта.
В настоящий момент существует много крайностей, экстравагантных
искривлений, которым подвергаются декоративные объекты, подтверждением
тому служат странные фантастические здания с садами, которые
мы теперь видим на улицах и в журналах. Необходимо не поощрять,
а решительно бороться с такими проявлениями. Прогресс дизайнерского
искусства заключается не в ложных экстравагантных фантазиях,
ни в популярной некрасивой простоте, с помощью которой некоторые
стремятся получить незаслуженное внимание, а в изучении и развитии
прошлых достижений. Заказчик должен знать и понимать все уловки,
искусные попытки меркантильных рекламодателей очаровать его
вызывающей расточительностью, или вопиюще-небрежной простотой.
Настоящие мастера переносят живое искусство из века в век, они
не связанны с беспринципной коммерциализацией, и свободны от
высокомерного презрения и вопиющей надменности, они не живут
в самотканом коконе, отметая все, что не соответствует их мироощущению
и пониманию.
Истинный художник воздает должное каждому проекту, его ум полон
красотой и вдохновением, а источник вдохновения - Природа.
Как сказал Wordsworth: "В леса, в поля прочь от торговли
музой"
"Люби друзей на всем своем пути,
И чувствам не отказывай прекрасным,
Когда с небес на ум роса падет,
Приемли вдохновение бесстрастно"
За всеми формами природы стоит глубокий смысл и функциональность,
и те, кто спокойно обдумывает и изучает ее, изучает в тайне,
обязательно откроет глубинную основу, которая скрыта за оболочкой.
Поэт, художник, музыкант, архитектор все признают, что свое
вдохновение они черпают в природе, однако многие уверены, что
общие похвалы, восхищение ее тайнами, красотой и силой могут
вызвать у непосвященного и невежественного человека отторжение
и непонимание.
Оставив другие виды искусства, можно спросить: " Какой
характер знаний должен иметь архитектор и дизайнер садов?".
Некоторые утверждают, что достаточно уметь оформить и изящно
украсить сад. Можно с уверенностью сказать, искусство, мастерство
и культура, вместе взятые, никогда не смогут сделать Природу.
Настоящий художник тот, кто признает, что его искусство есть
только искусство, которое не в силах не заменить, не регенерировать
природу. Поэтому щедро воспроизведенные естественные и декоративные
формы не могут по-настоящему конкурировать с природой.
Художники
по всему миру, в определении искусства в самых простых словах,
согласны с тем, что " Искусство- это переделывание уже
созданного". Можно добавить, что не существует простых
рецептов, которые можно найти в той или иной школе, том или
ином национальном искусстве, в тот или иной период (классика,
ренессанс, или модерн); истинное искусство презирает все степенные,
уравновешенные и накрахмаленные традиции. Однако истинное искусство
- это обретение простых принципов, которые лежат в основе всего
искусства всех времен и народов.В искусстве мы имеем дело только
с психическими и эмоциональными способностями более или менее
развитыми в каждом человеке. И настоящий художник - это тот,
кто создает произведение в согласии со своими эмоциональными
реакциями, в соответствии с образом, который он видит, чувствует
и хранит в себе.
Возьмем дерево, предпочтительнее дуб, из-за его яркой индивидуальности.
Мы отмечаем, как выразительны и органичны его крона, ветви и
ствол, как успешно противостоит это величественное чудо сокрушительным
силам природы. Дуб - это замечательное сочетание формы и функциональности.
Здесь много источников для вдохновения: мы можем использовать
форму листьев дуба в качестве основы для аппликации в стиле
рококо для плоских поверхностей, а также, для несложного и нетрудоемкого
оформления стен в качестве продолжения спокойной и естественной
поверхности. Мы можем отметить, ритмическое повторение в непрослеживаемых
связях между листьями, отсутствие каких-либо явных планов, но
при этом не чувствуется какого-либо беспорядка, что часто прослеживается
в результатах работы многих подражателей природы. Дизайнер отмечает,
приятно-нерегулярное чередование и пересечение голых ветвей
(иногда с редкими листьями), смешивание зелени на фоне неба,
он усваивает не точные образы, а эмоции и создает интеллектуальной
отчет увиденного.
Эффект распределения света и тени в пространстве может быть
превосходно реализован на бумаге, на плоской поверхности, а
также объемно в разных плоскостях.
Решетки должны быть легкими, неощутимыми, неосязаемыми, как
в случае с низкой решеткой проект H. Mawson дом в Windermere
(B 21).
Окна наших домов - еще один случай, в котором мы декоративно
распределяем и увеличиваем пространство за пределами здания.
Таким образом, утилитарность и красота согласуются в каждом
конкретном проекте с целью изящно и грациозно урегулировать
пространство, создаваемое окружающей средой, зданиями, садами,
аксессуарами и деталями.
Тщательный выбор и качественная обработка сырья и материалов
- обязательное условие получения требуемого результата. Величие
проекта - это элегантность, согласованный и желаемый комфорт,
ощущение спокойного смысла и единства стиля, как внутри дома,
так и за его пределами, отсутствие чего-либо фрагментарного.
Разнообразие материалов, зачастую производит впечатление, однако
не является обязательным условием для создания хорошей работы.
Как музыкант располагает простыми нотами для создания мелодии,
так и проектировщик имеет дело, прежде всего с простыми элементами
и материалами, он настраивает и распределяет, смешивает и чередует,
оттеняет и контрастирует, добавляет и формирует.
Некоторые дома и сады богаты без меры, они - настоящие музеи,
в садах все размечено и маркировано, и все же они испытывают
недостаток в одной необходимой вещи - в гармонической последовательности,
в отсутствии лейтмотива. Когда Вы предлагаете удалить некоторые
привлекательности, чтобы открыть перспективу или подчеркнуть
особенность места, Вас приветствуют и с удивлением и с тревогой.
Наши дома и все, чем мы их окружаем, должны, как и дерево, быть
выражением чего- то целого и органичного. Если это особняк,
он должен, как взрослые деревья, иметь соответствующий внешний
вид - основательности и силы; если это коттедж, в нем должны
преобладать проявления аккуратности и комфорта.
Таким образом, все части проекта, от самых больших, до самых
маленьких и чувствительных, должны работать совместно, сбалансировано,
ритмично и легко, без стереотипного повторения и симметричной
точности, так, как учит нас природа.
Неочевидный, неявный баланс предпочтительнее, чем когда он осязаем,
ощутим и точен. Это исполнить не сложно, когда проект выполнен
в плоскости, но при работе с множеством различных материалов,
в разных плоскостях, только настоящий и эмоциональный художник
в состоянии решить поставленную задачу.
Именно в этом свете большинство иллюстраций, сопровождающих
данную статью, актуальны и необходимы для понимания вышесказанного.
Они являются особенно полезными и необходимыми принадлежностями
для проектирования зданий и среды их окружающей.
Павильон и фонтан, выполненные для сэра Richard Cooper (B
3), предстают как вид из особняка и поэтому стиль дома
должен быть соответствующий. Классический дом, казалось бы,
абсолютно соответствует данному проекту, расположенному на фоне
вязов, однако пришлось пресечь попытку создания сада камней
на данной территории.
Для жилого дома Herbert Storey, Esq. (B
1), возведенного по проекту Messrs Woodfall & Eccles,
из Ливерпуля, была необходима более свободная планировка сада.
Фактически, смешанный стиль сада находится в прекрасном согласии
со свободным внешним видом дома. Таким образом, схема террасы
с ее разнообразием была замечательно вписана в существующую
ландшафтную схему.
На западе страны существует сад (B
23) на переднем плане - газон, который формирует основание
и служит началом для обширных лугов расположенных вдалеке. Эта
инновация, вытесняет обычные методы проектирования ландшафта
и является прекрасным образцом нового подхода.
Сейчас модно украшать сады цветами и альпийскими горками, но
этот проект великолепен своей простотой, которая оттеняет необычные
конструктивные элементы.
Сады в Hannaford построенные для Major Bolitho, как показано
на плане и иллюстрациях (B
12 - 16), находятся в живописной и отдаленной части
Девоншира на краю Дартмура. Дом построен в широкой, масштабной
манере. Такие дома строятся в массовом порядке, в этом округе,
на некоторых крутых участках по берегам реки, из местного гранита.
Дом расположен в защищенном месте, на высоком берегу, но достаточно
далеко от края плато, что исключило красивый вид на низовье
реки. Для того, чтобы открыть вид на часть долины, которая была
потеряна для обзора, земля была срезана, были устроены террасы,
как показано на фотографии. Кроме того, было заметно, что в
окрестностях дома, дубы и лиственницы были чахлые и низкорослые,
а сосны росли быстрыми темпами, поэтому, несколько групп красивых
деревьев были посажены с достаточным интервалом, чтобы сформировать,
в конечном счете, фон и баланс проекта.
Рассмотрим план и иллюстрации дома в Гринвуде, Эссекс, для R.
Adam Ellis, Esq. (B
4 до 10). Дом класса усадьба (поместье), построен из
облицовочного кирпича, и, как многие старые усадьбы, расположен
рядом с большой дорогой, имеет большой парк и сад, расположенные
с южной и западной стороны дома. Участок практически ровный,
разница между самым высоким и самым низким уровнем составляет
около 1 метра. За пределами сада имеется легкий волнистый ландшафт,
перемежающийся старыми плантациями прекрасных буков и вязов.
Старый живописный дворик претерпел минимальные изменения. Необходимо
было с самого начала сохранить подлинное английское чувство
стиля, которое имеется в сочетании газона и развесистых деревьев,
не нарушить это единство неаккуратным, безмерным вмешательством.
Несколько прудов в саду впервые были объединены в один, затем
была построена кирпичная балюстрада с фронтальной стороны дома,
она заменила каменную изгородь. В конечном счете, была воздвигнута
беседка, окруженная подходящей растительностью, как дань времени.
Иллюстрация (B 11),
имеет отпечаток энергичного характера Mr. Mallows, и представляет
дом большого размера, но при этом, все же, имеющего отчетливо
естественный характер.
Планировка сада должна быть уникальной, непретенциозной, с декоративными
особенностями и соответствовать общей генеральной схеме.
Некоторые иллюстрации демонстрируют чопорное жеманство городских
и пригородных садов, на других мы видим загородные сады, где
необходимо определенное количество простоты, приятное для прогулок.
Примеры загородного сада можно видеть на иллюстрациях: каменные
ступени и терраса в Windermere (B
22) , и вход в Giffhock
(B 32).
Более величественный эффект, требуемый в городе или пригороде,
показывает пригородный сад в Hampstead для W. H. Lever, Esq.,
M.P. (B 17 - 20 см. ниже), и городской сад в Bayswater
(B 27),
который является счастливой вставкой в серую монотонность городской
жизни, и напоминает о некоторых приятных местах в таких старых
городах, как: Йорк, Линкольн, Норидж и Оксфорд.
Перевод с англ. Афанасьев В.Е.
|