ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов - основоположник
русского литературного языка
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною
силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения….
Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он
один
является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет.
Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А.С. Пушкин
Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление
впереди книги.
Н.В. Гоголь
С Ломоносова начинается наша литература; он был
ее отцом
и пестуном; он был ее Петром Великим
В.Г. Белинский
Бесспорных гениев, с бесспорным "новым словом"
во всей литературе
нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь.
Ф.М. Достоевский
Ломоносов
Михаил Васильевич (1711-1765 г.г.) - гениальный русский ученый,
мыслитель, один из основоположников современного естествознания,
поэт, заложивший основы современного русского литературного языка,
выдающийся поборник отечественного просвещения.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в Архангельской губернии в семье
помора. В 19 лет ушел учиться в Москву. Учился в Московской Словяно-греко-латинской
академии, в Киевской духовной академии и в университете при Петербургской
академии наук. В 1736-1741 году находился за границей, где изучал
естественные и технические науки. В 1742 году назначен адъюнктом
физического класса, в 1745 году профессором химии (академиком) Петербургской
академии наук. До конца жизни Ломоносов стоял в центре научной деятельности
Академии, вел борьбу против чиновничьего произвола и засилия иностранцев
в Академии, за выдвижение русских ученых. В 1760 г. Ломоносов был
избран членом Шведской академии наук, в 1764 - почетным членом Болонской
академии.
Своими великими открытиями Ломоносов обогатил почти все области
знания. Многие его идеи более чем на 100 лет определил науку того
времени.
Ломоносов заложил основы физики и химии, сделал открытия в таких
науках, как физика, химия, астрономия, геология, проявлял интерес
к исследованию полярных областей, и Северного морского пути.
Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка.
Его труды "Письмо о правилах российского стихотворства"
(1739г.), "Краткое руководство к риторике" (1748г.), и
"Российская грамматика" (1755г.) и др. положили начало
научному изучению русского языка, способствовали укреплению национальной
самостоятельности русского литературного языка и обогащению его
на широкой основе народной речи.
Его литературные, поэтические работы (оды) проникнутые глубоким
патриотизмом и гражданским пафосом, пропагандировали русскую науку,
просвещение и развивали поэтическую культуру.
Ломоносов много сделал для развития русского искусства, им и его
учениками созданы замечательные портреты и мозаики. Для своих мозаик
Ломоносов изготовлял собственные смальты.
По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет
(ныне Московский университет имени Ломоносова). По его настоянию
в университете было разрешено учиться не только дворянам, но и разночинцам.
"Краткое руководство к риторике" 1743г.
Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики - событие большого
исторического значения. Русский литературный язык начала 1740-х
годов был полон стилистических и лексических противоречий. Между
различными стилями литературного языка и между различными жанрами
еще не наметилось определенных границ. Церковно-книжный строй речи
перемежался оборотами письменной и разговорной речи. Засорившие
литературный язык иностранные слова чередовались с "приказными",
народные, просторечные - с церковнославянскими, зачастую неудобопонятными.
Появление при этих условиях теоретического труда, утверждавшего
некоторые основные начала литературной речи, удовлетворяло одну
из самых насущных потребностей русского общества. "Риторика"
Ломоносова содержала свод правил, которыми предлагалось следовать
в литературных произведениях высоких жанров, т. е. таких, где затрагивались
преимущественно государственные, общественные и религиозно-философские
темы. В отличие от прежних курсов, написанных на трудно понимаемом
церковнославянском языке или на еще менее доступной латыни, руководство
Ломоносова было написано по-русски, ясным и образным языком. Появление
"Риторики" Ломоносова освобождало теорию словесного искусства
от церковной опеки, тяготевшей над ней в течение многих веков и
тормозившей ее развитие. Первый вариант "Риторики" положил
начало борьбе Ломоносова за пересмотр церковнославянских элементов
русского литературного языка и за очищение его от "старых и
неупотребительных речений, которых народ не понимает".
"Российская грамматика"
1755г.
Вопросы грамматики, как вообще вопросы изучения русского языка,
привлекли внимание Ломоносова уже в самом начале его научной деятельности.
Язык для Ломоносова является качественным отличием, которым человек
"прочих животных превосходит", слово служит человеку для
того, "чтобы свои понятия сообщать другому".
"Грамматика" Ломоносова была первой научной грамматикой
русского языка, являвшейся вместе с тем практическим общедоступным
пособием для его изучения.
Как писал Ломоносов, грамматические правила, складываются исторически
и являются средством дальнейшего совершенствования языка, указывают
путь к "лучшему рассудительному употреблению".
"Грамматика" Ломоносова заложила основы нового русского
литературного языка, отличного от языка старинной книжности. Ломоносов
четко указывал на отличие форм русского и церковнославянского языков,
идущие от глубокой древности, отмечал исторические изменения, происшедшие
в русском языке, выделял значение народных элементов речи. С большой
чуткостью он выделяет как основу литературного языка "московское
наречие".
Ученый, поэт, гражданин, Ломоносов дорог и необходим нам своими
делом, словом, всей своею жизнью.
© 2003-2010 Kuluar.ru. Все права
защищены. | admin@kuluar.ru
|