ТВОРЧЕСТВО

НАЧАЛО

О НАС ПОДАРКИ КУШАНЬЯ ВАШ ДОМ ВАШ СТИЛЬ КЛУБ МОСКВА E-MAIL

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон"

Демоны - это падшие ангелы, служащие Сатане и обладающие огромной силой, но они ограничены Богом в своих действиях. Так говорит Св.Писание: "И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?" (От Марка 1:27). В Откровении 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характеризующий демонов: "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". Падение сатаны с небес описано в книгах Исаии 14:12-15 и Иезекииля 28:12-15. В Откровении говорится, что сатана забрал с собой треть ангелов, когда согрешил. В Послании от Иуды 6 также упоминаются согрешившие ангелы. Поэтому, вероятно, что демоны - это ангелы, последовавшие за сатаной в грехе против Бога.
Теперь сатана и его демоны стремятся обмануть и уничтожить последователей Бога (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 11:14-15). В Библии демоны называются злыми, нечистыми духами (Матфея 10:1; Марка 1:27) и ангелами сатаны (Откровение 12:9). Сатана и его демоны вводят в заблуждение мир (2 Коринфянам 4:4), атакуют христиан (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 12:7) и воюют со святыми ангелами (Откровение 12:4-9). Демоны - духовные существа, но они могут обретать физические формы (2 Коринфянам 11:14-15). Демоны / падшие ангелы являются врагами Божьими, но врагами поверженными. Тот, Кто в нас, намного могущественнее того, который в мире (1 Иоанна 4:4).
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" является падшим ангелом. Очевидно, что Лермонтов, каким-то образом изучал и впоследствии умело оперировал знаниями и фактами, изложенными в демонологии (спорная наука о демонах). Демон Лермонтова - образ собирательный.
Среди многочисленных, описанных в разной литературе демонов, наиболее характерные черты, схожие с Демоном Лермонтова имеют:

- Агиросион. Он отвечает за смерть детей от 13-ти до 20-ти лет, видит у них "признаки" будущего греховного поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов.
- Азазель (Азаэль) - падший Херувим, вступавший в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.).
- Ами (Авнас). Появляется изначально в виде жаркого пламени, но через некоторое время принимает форму человека. Его полномочия - наделять чудесным знанием.
- Абигор (Элигос) - великий Герцог, который появляется в образе прекрасного рыцаря, открывает тайные вещи и знает о делах будущего. Он вызывает любовь Властителей и великих персон.
- Араквиэль (Арасиэль, Аркиэль,Аркас, Сараквуаэль) Один из предводителей падших ангелов, которые сожительствовали с "дочерьми человеческими". Согласно некоторым источникам, Араквиель - один из 5 ангелов, которые поведут человеческие души на Страшный Суд. Его имя приблизительно означает "осуществляющий господство над землей".
- Асмодей (Асмодеус, Ашмедай, Сидонай). Демон вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв, один из духов, составляющих верховную триаду Зла.

Что же за образ создал М.Ю.Лермонтов в своей поэме?
Михаил Юрьевич работал над "Демоном" практически всю свою недолгую творческую жизнь, с 1829 г. по 1841г., имеется пять редакций этого произведения, читая которые интересно наблюдать творческое взросление самого поэта.
Лермонтов использовал в "Демоне", с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой - фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету "Демона" иносказательный характер. Под пеленой фантастики сюжета скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.
Демон притягивает, завораживает и возбуждает фантазию своей мощью, силой, планетарным масштабом образа, поражает трагичной глубиной.
Сущность внеземного происхождения соседствует в нем с приземленными, понятными человеку противоречиями:

С одной стороны:
- гордое утверждение личности, противопоставленное не гуманному миропорядку;
- бунтарь, романтик, индивидуалист и революционер, стремящийся к бесконечному расширению границ познания. В Священном Писании, в книге Екклесиаста мысль о познании мира звучит так: "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" [Еккл.1, 18]);
- пламенный борец за справедливость.

"…гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенья бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего".

С другой стороны:
- изгнанник, несущий страшное наказание (Бог-тиран страшным проклятием испепелил и опустошил его душу, сделав ее холодной и мертвой). ОН возложил на Демона ответственность за все зло мира, его прикосновение смертельно для всего живого;
- одинокое бессмертное существо, чьей жизни нет конца.

"Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет…"

"… прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем".

И все-таки, Демон поражает читателя ощущением огромной силы и правоты, невероятным пафосом образа и деятельного начала. Его страсть губительна, но устоять перед ней невозможно. Безлюбовность мира породила в Демоне ненависть и отрицание, следовательно главная определяющая стихия его - любовь. Ненависть Демона - это оскорбленная любовь равнодушного мира.
Пожалуй, лучше Белинского сказать невозможно: "отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины как истины, красоты как красоты, блага как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага… он тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. И, пока эта новая истина для вас только призрак, мечта, предположение, догадка, предчувствие, пока не сознали вы её, не овладели ею, - вы добыча этого демона и должны узнать все муки неудовлетворенного стремления, всю пытку сомнения, все страдания безотрадного существования".

Поэма "Демон" имела многочисленные авторские варианты.
Первая редакция, как и две последующих, не сильно отличаются друг от друга, сюжет несколько сумбурен, герои не в полной мере выразительны, слог и даже рифмы не совершенны (что вполне простительно для пятнадцатилетнего юноши). Действие происходит в неопределенном месте, Демон влюбляется в безымянную монахиню, ревнует ее к ангелу, очаровывает и отправляет ее душу в ад.
В четвертой и пятой редакциях все несколько иначе. Образы героев поэмы "весомы, грубы, зримы", музыкальность стихотворных строк завораживает и погружает в астрал (параллельный, тонкий мир). Объект страсти Демона не абстрактная монахиня, а конкретная княжна Тамара. Полагаю, что имя выбрано не случайно, ибо на рубеже 12-13 вв. в Грузии действительно правила такая царица, сравнить по значимости которую можно, пожалуй, с Екатериной II или английской Елизаветой I. Благодаря проведенным Царицей Тамарой реформам 13 век в истории Грузии считается "золотым веком" .Тамара дважды выходила замуж (первый супруг был из русских князей, брак был расторгнут вследствие творившихся князем бесчинств), была необычайно красива, умна, религиозна и трудолюбива. В ее правление было создано множество памятников искусства и словесности (поэма Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре).
После смерти Грузинская церковь причислила Царицу Тамару к святым, грузины-горцы считают ее святой-целительницей всех недугов, предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

М.Ю.Лермонтов, вложивший всего себя, всю силу и страсть своей души в Демона, создал новый символический образ на все времена, образ разрушителя и созидателя, особенно востребованный в революционные периоды истории.
Спустя несколько десятилетий образ Демона был визуализирован Врубелем, которому в уникальной технике живописи удалось с фантастической точностью донести до зрителя всю мощь и трагизм, революционность и романтизм образа, созданного гением Лермонтова.

То не был ангел-небожитель.
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!

Революционное, бунтарское начало Демона вдохновили многих новаторов русского искусства Серебряного Века. Не на крыльях ли Демона Горьковский буревестник ".. реет гордо и свободно над седой равниной моря…" в ожидании скорой бури.
Демон покровительствует индивидуалистическому творческому началу Серебряного Века: литераторам (Хлебников, Блок, Маяковский, Булгаков и др.), художникам (Врубель, Кандинский, Малевич и др.), композиторам (Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и др.).
Рождаются новые формы, новые направления, новые идеи, новые средства выражения в искусстве. Идеи революционной романтики охватывают и всю общественно-политическую жизнь российского общества.
А если дать волю полету безудержной фантазии и предположить, что Демон, бросив Кавказ, направил свой полет на север, где узрел другую прекрасную деву по имени Российская Империя, очаровал и поцеловал ее, ввергнув в адскую пучину революций и хаоса?! (развитие событий согласно первой редакция поэмы).
Поцеловав Деву-Россию в 1991 г. Демон отдал ее на растерзание демону Мамону - демону скупости и богатства (согласно второй редакции поэмы отправив поцелованную возлюбленную в преисподнюю).
Третья редакция поэмы тоже не обещает возлюбленной Демона райских кущ…

Источники:
"О творчестве Лермонтова" В.А. Архипов
Демонология http://wildcat.ucoz.net/
Библия



 

© 2003-2012 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru

  Rambler's Top100