ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Образ Печорина в рассказе "Тамань".
Роль пейзажа.
В повести "Тамань" мы наблюдает не только продолжение
и развитие уже проанализированных черт характера Печорина, но и
открываем новые его стороны.
Григорий Александрович продолжает оставаться по-прежнему неудержимо
любопытным человеком, старается понять и проникнуть во все тайны
сопричастного ему мира. Его смелость и решительность по-прежнему
сопутствуют ему.
Он, естественно, продолжает оставаться эстетом: не в состоянии пройти
мимо барышни, обладающей "породой".
Однако, печоринское самомнение ("я лучше всех, я неотразим,
все женщины от меня без ума") подводит его. Он оказывается
в редкой для себя ситуации: в роли "мышки". Охотятся на
него, а не он на кого-то. Печорин встречается с достойным, непонятным
для себя, а возможно и превосходящим его в силе и ловкости противником.
Необразованная барышня оказывается прекрасной актрисой, искушенной
кокеткой, да еще и физически более развитой и ловкой.
Какой удар по самолюбию! Самолюбие, коим столь дорожит наш герой
уязвлено -- да кем! -- Необразованной девчонкой!...
Мало того, что она умнее, хитрее, проворнее (т.е. во всех отношениях
совершеннее, да еще и женщина!) Печорин оказывается банально обкраден!
В единоборство вступают инфантилизм (пожаловаться начальству) и
самолюбие (стыд признаться, что его обокрал слепой мальчик и юная
девочка). Торжествует самолюбие! (уместное в данной ситуации).
В "Тамани" Печорин признается в наличии у него апотемнофобии
(боязнь инвалидов), предубеждении против людей с физическими недостатками.
Как психолог и физиогномик, возможно, он отчасти и прав. Взаимосвязь
внутреннего мира и внешней оболочки человека действительно существует.
Однако, вряд ли данная концепция может распространяться на людей
с врожденными или приобретенными физическими недостатками. Исходя
из подобной теории, сам Печорин - тоже не вполне полноценный человек:
слишком женственен, плавать не умеет, кожа бледная (что говорит
о болезненной натуре).
К сожалению, в рассказе ничего не сказано о руках Печорина (размер
ладони, форма пальцев), хотя и без того можно догадаться, что у
него ручки нежные, как у барышни, а пальчики тоненькие и бледные.
Впрочем, и того, что сказано, достаточно, чтобы не считать нашего
героя настоящим брутальным мужчиной, каким он сам себя мнит.
Тонкий читатель чувствует детскую обиду Печорина, его растерянность
и несостоятельность в момент столкновения с "сермяжной правдой
жизни" Его рафинированное салонное мышление разбивается о скалы
"правды жизни". Простая девчонка переиграла маститого
искушенного жизненным опытом психолога. Обидно, не правда ли?
Пейзаж - неотъемлемая часть данного рассказа. Цветовая палитра
ограничена в основном черно- белыми тонами (ночь, лунный свет),
взаимопроникновение которых осуществляется по средствам теней и
силуэтов. Особое внимание уделено светящейся мертвенно- бледным
светом луне, подобной белым глазам слепого мальчика.
Сумрачный пейзаж подчеркивает атмосферу таинственности, неопределенности,
скрытой угрозы, волшебства и загадочности.
По сути, описаны лишь две стихии -- вода и воздух. Основные события
рассказа происходят под покровом ночи, что предопределяет их неправедность
и разбойничий замысел. Призрачный лунный свет, полутона, мелькание
теней, создают атмосферу загадочности и детективного расследования,
но нисколько не сопутствуют романтическому началу. А описания земной
тверди (в виде скал) вполне соответствуют "простой жизни"
и характеру "честных контрабандистов"
© 2003-2012 Kuluar.ru. Все права
защищены. | admin@kuluar.ru
|