ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Сопоставление образов Чацкого и Базарова
"Мильон терзаний" уготованы людям с высокой душевной
организацией во все времена. Галерея образов, созданная гениями
русской словесности за последние 200 лет яркое тому подтверждение.
И, пожалуй, первым, кто открыл плеяду, нет, не "лишних",
а поистине великих, столпообразных героев нашей литературы, был
Грибоедов. Грибоедовский Чацкий ознаменовал собой появление новых,
неведомых ранее персонажей. Сказочно-былинные, официозно-патетичные
и водевильно-комические герои уходят в тень, русская литература
обретает нового проводника: душевного, страдающего, ищущего, пытливого,
интеллектуального и при всем этом противоречивого героя-одиночку.
За Чацким следует Онегин, за ним Печорин, а замыкает круг новых
людей XIX века образ нигилиста Базарова.
Грибоедов и Тургенев писали образы своих героев с разницей в 30
лет, так что Базарова можно считать духовным сыном Чацкого, и помимо
общности восприятия мира им также уготована незавидная и в некоторых
аспектах похожая судьба. Оба героя имеют порывистый и норовистый
характер, оба страдают за свои убеждения, ведут непримиримую борьбу
против несправедливости, глупости и порочности общества. Непонимание,
неприятие, отторжение общества вызывает в наших героях озлобление
(Базаров) и сарказм (Чацкий).
Носитель новых идей вольнодумец Чацкий сталкивается с косным миром
светского общества ("Дома новы, но предрассудки стары").
Конфликт незаурядной личности и консервативного окружения нельзя
решить безболезненно. Чацкий проиграл бой ("Ах, злые языки
страшнее пистолетов"), но главные сражения еще впереди.
30 лет, разделяющие жизнеописание Чацкого и Базарова полны для России
драматических событий и великих общественных преобразований.
Патриархально-сословный быт был разрушен вольнодумцами-чацкими,
декабристами и реформаторами второй половины XIX века. На сцене
истории появился новый герой - революционер-разночинец-нигилист
- Базаров.
В отличие от своего "отца" Чацкого, он не обладает высоким
дворянским званием, статусным положением в обществе и материальным
достатком. Отрицание всего и вся - вот его жизненное кредо.
Религия, искусство, мораль и даже любовь - все, что составляло жизненные
ориентиры "отца" Чацкого, отвергнуто "сыном"
Базаровым безоговорочно.
"Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта"
- вот девиз деятельного Базарова. Но всякое созидание зиждется на
использовании и преобразовании основополагающих принципов, выработанных
цивилизацией.
"Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть", "Рафаэль
гроша медного не стоит". - что это душевная простота, черствость
или отсутствие высоких чувств?
В отличие от чувствительного идеалиста Чацкого, нигилист Базаров
единственным предназначением человека считает служение Делу. Любовь,
дружба, красота и многообразие окружающего мира для Базарова понятия
второстепенные. "Красота спасет мир" - это не для него.
Светскому общению, пустым разговорам и "метанию бисера"
он противопоставляет одиночество, железную дисциплину и изнуряющее
трудолюбие.
Революционер Базаров не хочет изменить несовершенный мир, он хочет
сделать его заново.
Образ Базарова неоднозначен, его нигилизм - это хитиновый покров,
защита против закостенелого, пошлого мира. Не что человеческое ему
не чуждо, в том числе и любовные переживания. Тому свидетельствует
пылкое объяснение в любви Одинцовой.
Этот эпизод, как и многое другое, роднит Базарова и такого же отвергнутого
Чацкого.
Для чувствительной натуры Чацкого Грибоедов выбрал открытый, не
лишенный надежды финал - отъезд-бегство из душного, притворного,
циничного и бессовестного общества.
Бескомпромиссному Базарову Тургенев уготовил трагичную судьбу. Нарочито-случайная
гибель героя - всего лишь авторский прием, доказывающий, что нигилистическое
новаторство нежизнеспособно.
Возвышенный Чацкий и реалистичный Базаров знаковые литературные
герои на все времена, заставляющие читателя переживать, думать и
сострадать.
Великая русская литература XIX века подарила миру бесценную коллекцию
новаторских идей и блестящих образов. Секрет всемирного вечного
успеха в правдивости и мастерстве авторов. Писатели прошлого учат
нас понимать жизнь во всей ее правде, полноте и многообразии.
© 2003-2013 Kuluar.ru. Все права
защищены. | admin@kuluar.ru
|