ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Антитеза мечты и реальности в романах А.С.Пушкина
"Евгений Онегин" и М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Человеческая душа имеет ещё большую потребность в
идеале, чем реальности. Именно реальностью мы существуем, и именно
идеалом мы живём.
Виктор Гюго.
Умение мечтать - величайший дар человечества. Ибо мечта, не что
иное, как стартовая площадка развития цивилизации в любой области
человеческой деятельности: научной, культурной, духовной, экономической,
политической и др.. Подхваченные последователями, идеи мечтателя
претворяются в жизнь, меняя до неузнаваемости действительность и
создавая почву для рождения новых фантазий.
Однако, существуют и вечные философские темы, над осмыслением которых
лучшие умы человечества бьются веками. Какова тайна мироздания?
Для чего живет человек? В чем смысл жизни? Что такое счастье? И
множество других подобных вопросов, не имеющих однозначных ответов
(да и существуют ли эти ответы?).
Посмотрим на проблему противоречия мечты и реальности сквозь призму
двух гениальных романов двух гениальных авторов (не будем забывать,
что гений и злодейство - две вещи несовместные), двух современников,
приверженцев идеалов гуманизма и романтизма Александра Сергеевича
Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Первая четверть 19 века -
время великих побед, торжество прогрессивных реформаторских идей,
свободомыслия и великих надежд. Вторая же четверть того же столетия
- пора разочарования и уныния, пора крушения надежд, когда подъем
духа сменяется холодным равнодушием и апатией. Эта временная разница
отражается в произведениях авторов.
Александр Сергеевич, и Михаил Юрьевич чувствуют многомерность и
многогранность мира, где нет четкой границы между черным и белым,
добром и злом, плохим и хорошим. Действительно, хитросплетения реальности
могут быть куда более замысловатыми, чем любой вымысел.
Естественно, что главные герои романов озвучивают определенные мысли
авторов
(особенно это касается "Героя нашего времени"), однако
авторы и их герои - личности далеко не тождественные.
Испокон веков каждый человек стремится быть счастливым, а что такое
счастье, это уж каждый понимает по-своему. Каждый жаждет любви,
причем взаимной, а это случается не всегда. Каждый мечтает о дружбе,
но не всем это дано. Мне кажется, что оба романа - не просто "энциклопедия
русской жизни", но и энциклопедия человеческой души, многообразной
и противоречивой, как сама жизнь.
Гордая душа мечтателя всегда находится в конфликте с реальным миром.
Мечты, словно птица-тройка, возносят человека к облакам, однако,
телега жизни тянет обратно на бренную землю. Точно так же герои
романов: юные, богатые, привлекательные, полные надежд и пламенных
чувств, легко и непринужденно став полноправными членами светского
общества, быстро разочаровываются в своем окружении. Чистое, искреннее
начало личности противопоставлено лжи и фальши общества, внешняя
привлекательность - внутренней пустоте, стремление к обретению смыслов
- полной бессмысленности.
Быть светским - легко и просто: чтобы "… свет решил, что…"
юноша "… умен и мил…" многого не требуется. Стоит лишь
уметь изъясняться по-французски, танцевать мазурку, да непринужденно
кланяться. Званые обеды, балы, театр, ресторан - круговорот постоянных
удовольствий, видимость постоянной деятельности и занятости противопоставляется
бесцельной праздности и однообразию существования.
Даже красавицы недолго занимают воображение светского франта: за
их красотой и обворожительностью скрывается лишь кокетство и притворство,
да и "наука страсти нежной" не слишком сложна, и их любовь
вызывает лишь пустоту сердца.
Чтение и науки тоже быстро надоедают. Онегин, как женщин, оставляет
книги, Печорин замечает, "…что ни слава, ни счастье от них
не зависят нисколько…".
И вот - два портрета современников Пушкина и Лермонтова, два молодых
человека со старческой душой. Противопоставление юности и жизненного
опыта, опустошенность, скука, "сплин", одиночество и полное
безразличие. Вот уж по истине "многие знания - многие печали".
Или горе от ума?
И вот уже этот, позволю сказать, продукт великосветского воспитания
находится в полном антагонизме к своему создателю, т.е. к обществу
в целом. Единственная мысль его - избавление от скуки. Наконец судьба,
кажется, предоставляет долгожданный шанс. Однако ни новое место,
ни новое общество панацеей от ипохондрии не становятся. Размеренная
деревенская жизнь еще скучнее столичной, соседи - примитивны, пейзажи
не интересны, задумка "…порядок новый учредить…" в хозяйстве
ограничивается лишь заменой барщины на оброк. Перевод Печорина на
Кавказ, надежда, что "…скука не живет под чеченскими пулями..",
тоже напрасна. Счастье длилось всего месяц, а дальше привычка и….
все "…скучнее прежнего…".
И все же любая новизна привносит в жизнь человеческую свежую струю.
В этом смысле Онегину, можно сказать, везет: знакомство с Ленским
преображает его скучную серую жизнь, расцвечивает ее новыми яркими
красками, давая надежду на обретение дружбы с человеком, кардинально
противоположным по своему характеру. Что ж….., противоположности
притягиваются, что и утверждает Александр Сергеевич, противопоставляя
восторженного романтика ироничному скептику.
Печорин же, по его собственным словам, "…к дружбе не способен…",
(Максим Максимович для него слишком прост, Грушницкий - слишком
глуп) в качестве приятеля выбирает человека, сходного с собственной
персоной в вопросах жизненного опыта и оценочных суждений. Однако,
дружба (чувство взаимное, требующее от людей взаимного уважения),
разрушается вследствие чудовищного эгоизма и невероятного самомнения
Онегина и Печорина. Дружбе противостоят эгоистические амбиции.
Понятие "Честь" равняется понятию "Жизнь", ибо
жизнь без честного имени невозможна. По-моему, утверждение совершенно
верное для любого исторического периода.
Однако век диктует понятия, время меняет смыслы и расставляет иные
акценты. Кто бы в наше время обратил внимание на танцы и легкий
флирт Ольги с Онегиным?! Обычное, человеческое общение, внимание
принято уделять всем гостям, а уж тем более другу собственного жениха.
Для юной веселой и соскучившейся, в деревенской глуши, по общению
девушки, поведение вполне логичное. Но общество 200 лет назад руководствовалось
иными законами. Сегодня Ленского окрестили бы ревнивцем, собственником
и самодуром, и именно Владимир подвергся бы общественному порицанию.
Итак, легкомыслие Ольги противостоит ревнивому характеру Владимира,
а неприязнь Онегина к "траги-нервическим явлениям" девиц
подталкивает его сыграть с приятелем злую шутку. В результате столкновение
ложных фантазий со злым розыгрышем приводит к друзей к дуэли и трагической
развязке.
Иначе обстоит дело в конфликте между Печориным и Грушницким. Грушницкий
становится жертвой как личной неприязни Печорина( честь дамы - лишь
повод для конфликта), так и бесчестной идеи драгунского капитана.
Печорин не прощает насмешек в свой адрес, болезненно- нервно воспринимает
все, что касается вопросов его чести и достоинства, что неизбежно
ведет к гибели Грушницкого.
Отношение общества к дуэлям вообще весьма противоречиво: с одной
стороны - официальный запрет, с другой - неформальное одобрение
(это мерило храбрости, чести и отваги ее участников). Отказ от дуэли
равнялся бесчестию И увы, оба великих поэта, став "невольниками
чести" погибли на таком поединке. Как жаль, что в жертву общественных
традиций и предрассудков были принесены столь значимые для русской
литературы личности.
Любовь - неотъемлемая составляющая человеческого счастья, а быть
счастливым мечтает каждый. История человечества - это бесконечная
история любви.
Она наравне с мечтой ровесница рода человеческого. Любовь возвышает
до небес и низвергает в пропасть отчаяния, заставляет совершать
благороднейшие поступки и творить чудовищное зло, может быть взаимной
и неразделенной, может принести счастье или ввергнуть в уныние,
может согревать всю жизнь или, вспыхнув на мгновение, угаснуть.
Любовь влечет за собой ураган самых разнообразных чувств и бурю
эмоций, управлять которыми, способен далеко не каждый. Поэтому любовь
может нести в себе как великое созидательное, так и великое разрушительное
начала.
И сами поэты, и их герои мечтают не просто о прекрасном чувстве
любви, они мечтают о любви взаимной, вечной и прекрасной. Не будем
забывать, что Александру Сергеевичу это удалось сделать, а Михаилу
Юрьевичу судьба так и не улыбнулась. Неудивительно, что оба романа
пронизаны романтическими настроениями, чувствами и мечтами практически
всех действующих лиц. Самый простой и незамысловатый роман Ленского
и Ольги, в счастливом завершении которого, сложно усомниться, прерван
нелепой гибелью юного поэта. Чистой и светлой мечте противостоит
смерть. Чувства юных барышень, Мери и Бэлы, искренние и трогательные
противостоят скучающему эгоизму и амбициозной самоуверенности Печорина,
душа которого, в свою очередь, испорчена и озлоблена светским воспитанием.
Впрочем, и фантазии самого Печорина, однажды терпят неожиданное
фиаско. Прекрасная ундина, как оказалось, вовсе не была околдована
чарами сердцееда, а имела собственный коварный план по устранению
нежелательного свидетеля. И сердце ее давно принадлежало другу-контрабандисту.
(Кстати, как ни странно, это единственная удачная история любви
во всем романе.)
Несмотря на свою кажущуюся простоту, очень интересен роман Татьяны
и Онегина. Мечтам простой деревенской барышни противопоставлены
отстраненность и непонимание столичного франта, а неожиданно вспыхнувшая
страсть Евгения разбивается о непреодолимую преграду брака. Но если
взглянуть на ситуацию несколько шире, понимаешь, что это тот случай,
когда любовь оказалась в противоречии со временем. Собственно роман
произошел, любовь оказалась взаимной, только настигла наших героев
в разное время, что не позволило им быть вместе.
Другая история любви, Печорина и Веры, выглядит еще более запутанной:
здесь чувство противостоит и времени, и двум бракам, и, можно сказать,
прозаической бытовой причине в виде погибшей лошади (весьма символично,
не правда ли?).
Мечта рождается в человеческом сознании. А сознание каждого индивида
- это гигантский мир, заключенный в бренное физическое тело, втиснутое
в свою очередь, в пространственно-временные рамки. Кто, как не великий
поэт, может более остро ощутить эту взаимосвязь? Противопоставление
человека и вечности, человека и природы, как символа божественной
красоты и неизменности - это вечное противоречие, пронизывает оба
романа. Человек смертен и век его не долог. Что он оставит после
себя миру? Смерть, как финал каждой человеческой жизни, Александр
Сергеевич воспринимает с философским спокойствием:
Есть место: влево от селенья,
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.
как гармоничное слияние с природой, а высокие помыслы и мечты остаются
потомкам. Михаилу Юрьевичу, его гордой и непокорной душе в большей
степени свойственно неприятие времени. Он готов спорить с самим
создателем о несправедливом мироустройстве, о праве человека на
вечность.
А что есть жизнь? - всего лишь краткий миг, отпущенный человеку
для воплощения мечты в реальность.
© 2003-2013 Kuluar.ru. Все права
защищены. | admin@kuluar.ru
|