ТВОРЧЕСТВО

НАЧАЛО

О НАС ПОДАРКИ КУШАНЬЯ ВАШ ДОМ ВАШ СТИЛЬ КЛУБ МОСКВА E-MAIL

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Антитеза мечты и реальности в романах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Человеческая душа имеет ещё большую потребность в идеале, чем реальности. Именно реальностью мы существуем, и именно идеалом мы живём.
Виктор Гюго.

Умение мечтать - величайший дар человечества. Ибо мечта, не что иное, как стартовая площадка развития цивилизации в любой области человеческой деятельности: научной, культурной, духовной, экономической, политической и др.. Подхваченные последователями, идеи мечтателя претворяются в жизнь, меняя до неузнаваемости действительность и создавая почву для рождения новых фантазий.
Однако, существуют и вечные философские темы, над осмыслением которых лучшие умы человечества бьются веками. Какова тайна мироздания? Для чего живет человек? В чем смысл жизни? Что такое счастье? И множество других подобных вопросов, не имеющих однозначных ответов (да и существуют ли эти ответы?).
Посмотрим на проблему противоречия мечты и реальности сквозь призму двух гениальных романов двух гениальных авторов (не будем забывать, что гений и злодейство - две вещи несовместные), двух современников, приверженцев идеалов гуманизма и романтизма Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Первая четверть 19 века - время великих побед, торжество прогрессивных реформаторских идей, свободомыслия и великих надежд. Вторая же четверть того же столетия - пора разочарования и уныния, пора крушения надежд, когда подъем духа сменяется холодным равнодушием и апатией. Эта временная разница отражается в произведениях авторов.
Александр Сергеевич, и Михаил Юрьевич чувствуют многомерность и многогранность мира, где нет четкой границы между черным и белым, добром и злом, плохим и хорошим. Действительно, хитросплетения реальности могут быть куда более замысловатыми, чем любой вымысел.
Естественно, что главные герои романов озвучивают определенные мысли авторов
(особенно это касается "Героя нашего времени"), однако авторы и их герои - личности далеко не тождественные.
Испокон веков каждый человек стремится быть счастливым, а что такое счастье, это уж каждый понимает по-своему. Каждый жаждет любви, причем взаимной, а это случается не всегда. Каждый мечтает о дружбе, но не всем это дано. Мне кажется, что оба романа - не просто "энциклопедия русской жизни", но и энциклопедия человеческой души, многообразной и противоречивой, как сама жизнь.
Гордая душа мечтателя всегда находится в конфликте с реальным миром. Мечты, словно птица-тройка, возносят человека к облакам, однако, телега жизни тянет обратно на бренную землю. Точно так же герои романов: юные, богатые, привлекательные, полные надежд и пламенных чувств, легко и непринужденно став полноправными членами светского общества, быстро разочаровываются в своем окружении. Чистое, искреннее начало личности противопоставлено лжи и фальши общества, внешняя привлекательность - внутренней пустоте, стремление к обретению смыслов - полной бессмысленности.
Быть светским - легко и просто: чтобы "… свет решил, что…" юноша "… умен и мил…" многого не требуется. Стоит лишь уметь изъясняться по-французски, танцевать мазурку, да непринужденно кланяться. Званые обеды, балы, театр, ресторан - круговорот постоянных удовольствий, видимость постоянной деятельности и занятости противопоставляется бесцельной праздности и однообразию существования.
Даже красавицы недолго занимают воображение светского франта: за их красотой и обворожительностью скрывается лишь кокетство и притворство, да и "наука страсти нежной" не слишком сложна, и их любовь вызывает лишь пустоту сердца.
Чтение и науки тоже быстро надоедают. Онегин, как женщин, оставляет книги, Печорин замечает, "…что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько…".
И вот - два портрета современников Пушкина и Лермонтова, два молодых человека со старческой душой. Противопоставление юности и жизненного опыта, опустошенность, скука, "сплин", одиночество и полное безразличие. Вот уж по истине "многие знания - многие печали". Или горе от ума?
И вот уже этот, позволю сказать, продукт великосветского воспитания находится в полном антагонизме к своему создателю, т.е. к обществу в целом. Единственная мысль его - избавление от скуки. Наконец судьба, кажется, предоставляет долгожданный шанс. Однако ни новое место, ни новое общество панацеей от ипохондрии не становятся. Размеренная деревенская жизнь еще скучнее столичной, соседи - примитивны, пейзажи не интересны, задумка "…порядок новый учредить…" в хозяйстве ограничивается лишь заменой барщины на оброк. Перевод Печорина на Кавказ, надежда, что "…скука не живет под чеченскими пулями..", тоже напрасна. Счастье длилось всего месяц, а дальше привычка и…. все "…скучнее прежнего…".
И все же любая новизна привносит в жизнь человеческую свежую струю. В этом смысле Онегину, можно сказать, везет: знакомство с Ленским преображает его скучную серую жизнь, расцвечивает ее новыми яркими красками, давая надежду на обретение дружбы с человеком, кардинально противоположным по своему характеру. Что ж….., противоположности притягиваются, что и утверждает Александр Сергеевич, противопоставляя восторженного романтика ироничному скептику.
Печорин же, по его собственным словам, "…к дружбе не способен…", (Максим Максимович для него слишком прост, Грушницкий - слишком глуп) в качестве приятеля выбирает человека, сходного с собственной персоной в вопросах жизненного опыта и оценочных суждений. Однако, дружба (чувство взаимное, требующее от людей взаимного уважения), разрушается вследствие чудовищного эгоизма и невероятного самомнения Онегина и Печорина. Дружбе противостоят эгоистические амбиции.
Понятие "Честь" равняется понятию "Жизнь", ибо жизнь без честного имени невозможна. По-моему, утверждение совершенно верное для любого исторического периода.
Однако век диктует понятия, время меняет смыслы и расставляет иные акценты. Кто бы в наше время обратил внимание на танцы и легкий флирт Ольги с Онегиным?! Обычное, человеческое общение, внимание принято уделять всем гостям, а уж тем более другу собственного жениха. Для юной веселой и соскучившейся, в деревенской глуши, по общению девушки, поведение вполне логичное. Но общество 200 лет назад руководствовалось иными законами. Сегодня Ленского окрестили бы ревнивцем, собственником и самодуром, и именно Владимир подвергся бы общественному порицанию. Итак, легкомыслие Ольги противостоит ревнивому характеру Владимира, а неприязнь Онегина к "траги-нервическим явлениям" девиц подталкивает его сыграть с приятелем злую шутку. В результате столкновение ложных фантазий со злым розыгрышем приводит к друзей к дуэли и трагической развязке.
Иначе обстоит дело в конфликте между Печориным и Грушницким. Грушницкий становится жертвой как личной неприязни Печорина( честь дамы - лишь повод для конфликта), так и бесчестной идеи драгунского капитана. Печорин не прощает насмешек в свой адрес, болезненно- нервно воспринимает все, что касается вопросов его чести и достоинства, что неизбежно ведет к гибели Грушницкого.
Отношение общества к дуэлям вообще весьма противоречиво: с одной стороны - официальный запрет, с другой - неформальное одобрение (это мерило храбрости, чести и отваги ее участников). Отказ от дуэли равнялся бесчестию И увы, оба великих поэта, став "невольниками чести" погибли на таком поединке. Как жаль, что в жертву общественных традиций и предрассудков были принесены столь значимые для русской литературы личности.

Любовь - неотъемлемая составляющая человеческого счастья, а быть счастливым мечтает каждый. История человечества - это бесконечная история любви.
Она наравне с мечтой ровесница рода человеческого. Любовь возвышает до небес и низвергает в пропасть отчаяния, заставляет совершать благороднейшие поступки и творить чудовищное зло, может быть взаимной и неразделенной, может принести счастье или ввергнуть в уныние, может согревать всю жизнь или, вспыхнув на мгновение, угаснуть. Любовь влечет за собой ураган самых разнообразных чувств и бурю эмоций, управлять которыми, способен далеко не каждый. Поэтому любовь может нести в себе как великое созидательное, так и великое разрушительное начала.
И сами поэты, и их герои мечтают не просто о прекрасном чувстве любви, они мечтают о любви взаимной, вечной и прекрасной. Не будем забывать, что Александру Сергеевичу это удалось сделать, а Михаилу Юрьевичу судьба так и не улыбнулась. Неудивительно, что оба романа пронизаны романтическими настроениями, чувствами и мечтами практически всех действующих лиц. Самый простой и незамысловатый роман Ленского и Ольги, в счастливом завершении которого, сложно усомниться, прерван нелепой гибелью юного поэта. Чистой и светлой мечте противостоит смерть. Чувства юных барышень, Мери и Бэлы, искренние и трогательные противостоят скучающему эгоизму и амбициозной самоуверенности Печорина, душа которого, в свою очередь, испорчена и озлоблена светским воспитанием. Впрочем, и фантазии самого Печорина, однажды терпят неожиданное фиаско. Прекрасная ундина, как оказалось, вовсе не была околдована чарами сердцееда, а имела собственный коварный план по устранению нежелательного свидетеля. И сердце ее давно принадлежало другу-контрабандисту. (Кстати, как ни странно, это единственная удачная история любви во всем романе.)
Несмотря на свою кажущуюся простоту, очень интересен роман Татьяны и Онегина. Мечтам простой деревенской барышни противопоставлены отстраненность и непонимание столичного франта, а неожиданно вспыхнувшая страсть Евгения разбивается о непреодолимую преграду брака. Но если взглянуть на ситуацию несколько шире, понимаешь, что это тот случай, когда любовь оказалась в противоречии со временем. Собственно роман произошел, любовь оказалась взаимной, только настигла наших героев в разное время, что не позволило им быть вместе.
Другая история любви, Печорина и Веры, выглядит еще более запутанной: здесь чувство противостоит и времени, и двум бракам, и, можно сказать, прозаической бытовой причине в виде погибшей лошади (весьма символично, не правда ли?).
Мечта рождается в человеческом сознании. А сознание каждого индивида - это гигантский мир, заключенный в бренное физическое тело, втиснутое в свою очередь, в пространственно-временные рамки. Кто, как не великий поэт, может более остро ощутить эту взаимосвязь? Противопоставление человека и вечности, человека и природы, как символа божественной красоты и неизменности - это вечное противоречие, пронизывает оба романа. Человек смертен и век его не долог. Что он оставит после себя миру? Смерть, как финал каждой человеческой жизни, Александр Сергеевич воспринимает с философским спокойствием:

Есть место: влево от селенья,
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.

как гармоничное слияние с природой, а высокие помыслы и мечты остаются потомкам. Михаилу Юрьевичу, его гордой и непокорной душе в большей степени свойственно неприятие времени. Он готов спорить с самим создателем о несправедливом мироустройстве, о праве человека на вечность.
А что есть жизнь? - всего лишь краткий миг, отпущенный человеку для воплощения мечты в реальность.



 

© 2003-2013 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru

  Rambler's Top100