ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Три портрета Пушкина
Перед
нами три портрета величайшего русского поэта А.С. Пушкина (1799
- 1837гг.) в исполнении трех замечательных русских художников К.П.
Брюллова, О.А.Кипренского и В. Тропинина.
К величайшему нашему сожалению в те времена фотографии еще не было,
и поэтому представление о внешнем облике Пушкина можно составить
лишь по портретам, сохранившимся до наших дней.
Итак, что касается портрета в исполнении К.П. Брюллова, то вопрос
о нем и об авторстве художника до сих пор остается открытым, ибо
местонахождения этого полотна неизвестно. До сегодняшнего дня дошла
лишь гравюра Г.И. Гейтмана, сделанная с акварельного портрета А.С.
Пушкина. Об авторстве же самого акварельного портрета, исследователи
тоже расходятся во мнениях. Одни присваивают его юному К. Брюллову
(ровеснику Пушкина), другие считают, что Брюллов использовал чужой
материал, по которому сделал для гравера Гейтмана карандашную подготовку,
третьи полагают, что автором акварели является С.Г. Чириков, лицейский
учитель рисования, который будучи гувернером Пушкина, одним из первых
заметил в своем воспитаннике "особенную страсть к поэзии".
Но как бы не была запутана история происхождения портрета Чирикова
- Брюллова - Гейтмана, главное, что мы можем увидеть лицо юного
Александра Сергеевича, еще воспитанника Царскосельского лицея.
Перед
нами Пушкин-отрок, курчавый арапчонок, изображен сидящий, опершись
на правую руку, одетый в белую рубашку, на плече накидка в форме
"байронического плаща" (к этой детали мы вернемся позже).
Задумчиво - мечтательный взгляд устремлен вдаль. Это еще не великий
поэт, это лишь талантливый юноша, подающий большие надежды.
На мой взгляд, талант и знания в этом молодом человеке сочетаются
с веселым и озорным нравом.
Думаю, что к данному портрету больше всего подходят следующие строки
Пушкина:
Два других портрета А.С. Пушкина кисти Кипренского и Тропинина,
дошедшие до наших дней, интересны тем, что написаны в одном 1827
году. Поэту было 28 лет. Позади восстание декабристов на Сенатской
площади, многие друзья- лицеисты сосланы в Сибирь, идеалы свободы,
равенства и братства, столь близкие Александру Сергеевичу, потерпели
фиаско. В России вновь торжествует самодержавье.
О.А.Кипренский создал образ Пушкина, как образ мыслителя, философа,
интеллектуала, при этом необычайно доброго человека. Портрет этот
- живописный памятник "солнца русской поэзии". Современники
отмечали: "Портрет этот похож безукоризненно". Однако
за независимым спокойствием лица поэта скрывается личная жизненная
драма, душевная боль Пушкина. Скрещенные на груди руки и аккуратно
до последней пуговицы застегнутый сюртук (с психологической точки
зрения) свидетельствуют о сдержанности и отрешенности от агрессивного
окружающего мира. Углубленный в собственные мысли, поэт смотрит
вдаль будущих веков.
А.С.Пушкин стал идеальной моделью для Кипренского. Художник любил
писать помимо портретов воинов, стоявших до последнего за Родину,
детей, с их удивленным и чистым взглядом, портреты людей искусства,
людей, хранящих красоту, истину и добро.
Портрет этот хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Этому портрету наиболее подходят следующие строки Пушкина:
…..И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Теперь немного о портрете А.С.Пушкина в исполнении В. Тропинина.
Этот портрет нравится мне больше всех остальных. Думаю, что именно
так и должно выглядеть истинному творцу.
Художнику удалось уловить и передать зрителю момент творческого
вдохновения Александра Сергеевича порывистую, страстную и импульсивную
натура поэта. Художник создает романтический образ (свободный халат,
распахнутый ворот белой рубашки, на пальцах изящные загадочные кольца,
пламенный взор устремлен вдаль), подчеркивая связь творчества поэта
с творчеством европейских поэтов - романтиков (Гейне, Байрона).
Свободомыслие и свобода творчества, страстность и романтизм, революционный
порыв, толчком коему послужила Великая французская революция - вот
идеалы первой половины 19-го века, пронизывающие все творчество
Пушкина.
К этому портрету подходят такие строки из Пушкина:
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Портретное сходство Александра Сергеевича на всех трех портретах
неоспоримо. Интересно, что на всех изображениях присутствует "байронический
плащ", символизирующий, на мой взгляд, романтизм и свободомыслие
поэта, сопровождавшие его с юности до последнего дня жизни, и столь
удачно подмеченные талантливыми живописцами.
Каждый художник подчеркнул в образе Пушкина то, что счел наиболее
ярким в соответствии со своим видением:
Брюллов изобразил мечтательного юношу, Кипренский - философа, Тропинин
- пламенного творца- романтика.
Думаю, что истина в изображении Пушкина - где-то посередине. Ведь
в юности всем свойственны мечтательность и максимализм, далее поэт
жил в обществе и свободным от него не был. Однако, чтобы писать
столь прекрасные по форме и глубокие по содержанию произведения,
следует быть и мыслителем и романтиком одновременно.
Рассуждая о портретах А.С.Пушкина, нельзя не упомянуть и об автопортретах
поэта. Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.
Пушкин сам замечательно рисовал. На полях его рукописей поэта часто
встречаются его собственные изображения. Причем костюмы и прически
автопортретов соответствуют моде и эпохе, о которой пишет Пушкин.
Портреты эти содержат не только внешнее сходство, но и полны веселой
самоиронии.
Портретам А.С.Пушкина посвящено много научных исследований, но
остается и много тайн, разгадать которые предстоит будущим поколениям
исследователей.
Портрет А.С. Пушкина. К.П. Брюллов
Портрет А.С. Пушкина. О.А.Кипренский
Портрет А.С. Пушкина. В. Тропинин
© 2003-2010 Kuluar.ru. Все права
защищены. | admin@kuluar.ru
|