ТВОРЧЕСТВО

НАЧАЛО

О НАС ПОДАРКИ КУШАНЬЯ ВАШ ДОМ ВАШ СТИЛЬ КЛУБ МОСКВА E-MAIL

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Образ Сергия Радонежского в творчестве М. В. Нестерова и Н. К. Рериха

Два блистательных, всемирно известных русских живописца, два современника М.В. Нестеров и Н.К. Рерих обратились в своем творчестве к образу св. Сергия Радонежского и создали циклы работ, посвященные одному из самых почитаемых на Руси святых.
Прежде всего, несколько слов о личностях художников, чьи даты жизни уже наполнены загадочной магией цифр.

Один из самых крупных представителей православного искусства конца 19 начала 20 вв. Обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества и в натурном классе Академии художеств.
Утрата в 1886 г. любимой жены обратила Нестерова к осмыслению православной веры. Поэтизировавший русскую природу и старину, художник искал нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни.
Сам художник считал сутью своего творчества "поэтизированный реализм".
Был у Нестерова и явно выраженный талант иконописца, который особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Пресвятой Богородицы и многих святых.
Нестеров участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок и был одним из членов-учредителей "Союза русских художников".
По своим политическим взглядам художник стоял на твердых патриотических и монархических позициях. После Октябрьской революции художник остался в России, но был вынужден оставить прежнее направление своей живописи, переключившись на портреты и пейзажи.

 

 


Русский живописец, график, театральный художник, ученый - археолог, педагог.
Учился в Петербургской Академии художеств у А.И.Куинджи и в студии Ф. Кормона в Париже. Секретарь Общества поощрения художников, директор рисовальной школы Общества поощрения художников. Член объединения "Мир искусства". С начала 20-х годов жил и работал заграницей.
Рерих пламенно любил Россию. Он зорко провидел её великие возможности и её великое будущее. "Народу русскому суждена великая судьба", - писал он.
Тема Руси вдохновила его не только на создание ярких полотен, но и на литературные произведения, в которых он показал себя как большим патриотом, так и отличным стилистом, знатоком русского языка.
Основное, что доминирует в живописных темах, в образах Рериха - это красота и величие природы и человека.
Рериху особенно близки образы героев - защитников слабых и угнетённых, самоотверженных борцов за справедливость и добро, созидателей, мудрецов, подвижников. Именно образы таких людей он нередко воплощал в своих полотнах.
У него изображены как былинные богатыри: Святогор, Илья Муромец, Настасья Микулична, так и реальные исторические лица, как князь Игорь, Александр Невский, Прокопий Праведный, Борис и Глеб, Пантелеймон-Целитель.
Одна из любимых фигур Рериха - Сергий Радонежский. Ему посвящено несколько картин.


Последняя четверть 19 в. в России - время неоднозначное и противоречивое, как в жизнедеятельности государства, так и в культуре. Параллельно подъему национального самосознания и процессу пробуждения русской мысли в обществе ощутимо развивается негативная тенденция: бесцерковной русской интеллигенции противостоит "замкнувшееся в недоверии к ней средневековое простонародное сознание. Атеистическое смещение ценностей вело к нравственному оскудению человека. Русское общество того времени своим нестроением, национальной разобщенностью очень напоминало время Сергия Радонежского. В изобразительном искусстве лишь небольшая группа единомышленников стояла на позициях религиозного оздоровления общества (В.Васнецов, В.Суриков, М.Нестеров).
Обращение Нестерова к теме Святой Руси - проявление собственного художественного мышления, преисполненного глубоких религиозных чувств, напоминание об исторических корнях и духовной общности народа.
Через нравственное обретение себя - к согласью с самим собой, а отсюда - к согласию с обществом и далее к его объединению, восстановлению его "цельности", то есть к национальному и духовному возрождению. Именно эта идея определяла конечную цель художественно - философской мысли Нестерова, составляла основу его искусства.

"Сергиев цикл" Нестерова - это одновременно и надежда, и вера в свой народ, и прямое к нему обращение. Обращение, которое могло быть услышано и воспринято в равной мере, как атеистическим сознанием интеллигенции, так и религиозным сознанием народа, единых в оценке деяний великого старца.
Герой Нестерова возникает, прежде всего, как образ национального примирения и согласия.
В цикле много необычного, неординарного и в композиционном строе, и в самой атмосфере произведений.

Уже на первой картине цикла - "Видение отроку Варфоломею" - в центре внимания художника не чудо преображения способностей мальчика, а какое-то иное посвящение картины, лишь по внешнему ряду связанной с подробностями жизни о. Сергия.
Символические, не бросающиеся в глаза детали полотна заставляют задуматься о глубинном замысле художника.
Старая икона на дереве за спиной схимника (в христианской вере был обычай вешать при дороге иконы, на Руси их обычно вешали на дерево) с изображением Богоматери с младенцем и Георгия Победоносца не случайно. Россия - есть дом Пресвятой Богородицы, потому-то русская земля всегда ассоциируется в народном сознании с образом Матери, а образ Георгия Победоносца символизирует победу добра над злом. Взаимодействие этих сюжетов в одном изобразительном ряду символов Божественного покровительства Руси и победы светлых сил над темными становится камертоном действия, разворачивающегося на картине.
Характерный русский пейзаж, скромный, неяркий, панорамно раскрывающий неоглядные дали, живописные перелески, холмы, застывшую гладь воды, несет в себе то обаяние простоты, гармонии и благодати, врачует душу, творя в ней подлинное чудо просветления. Старость и молодость, прошлое и будущее в осеннем затишье настоящего предстали друг другу, осененные крестом и молитвой, под благовест чуда обретения иконы.
В этом образе времени возникает и перспектива будущей жизни Сергия Радонежского. Маленькая деревянная церковка, кажущаяся сначала незаметной - прообраз одной из важнейших православных святынь на Руси - Троице-Сергиевой лавры. А схимник, благословляющий отрока, - это же в будущем сам о. Сергий.

Большое внимание Нестеров уделяет теме уединения о. Сергия (Юность Преподобного Сергия"). Уединение трактуется художником как образ жизни, как естественное единение человека и природы, человека и Бога. Созерцательное религиозное сознание направлено человеком на познание самого себя. Художник попытался передать суть духовного восхождения о. Сергия, что в Православии ассоциируется со свечой как образом духа восходящего. Перспективное построение этой ( и других картин) таково, что изображение церкви возвышается как раз над фигурой о. Сергия. Художник создает ритмическую непрерывность и пластическую цельность этой вертикали, увенчанной крестом.

Необыкновенно интересно сопоставить триптих Нестерова "Труды Преподобного Сергия" и полотно Рериха "Сергий - Строитель".

На центральном полотне триптиха Нестерова О.Сергий и его сподвижники заняты возведением храма. Поражает безмолвие картины, погруженные в себя люди, сосредоточены не на внешней, а на той внутренней работе, которая совершается в мыслях и чувствах каждого. Образ природы гармонично соединен с образом человека, где человек и природа преисполнены духовной силы. Строительство представляется процессом построения храма души, что составляет главный труд и заповедь Сергия Радонежского.
У Рериха в образе Сергия отсутствует эта отрешенность и святость. Далеко по округе слышны удары топора, чувствуются усилия, прилагаемые Сергием в работе. Преподобный трудится физически над строительством обители, трудится духовно над построением Руси.

В картинах Н.К.Рериха на темы древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.
На картине Рериха великий русский Подвижник XIV века благословляет русское воинство на решающее сражение - Куликовскую битву.
На переднем плане величественная фигура Сергия. Он стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах его духа - смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим. Его аура золотисто-белых тонов говорит о подчинении низших оболочек, о высокой духовной мощи. В руках Сергий держит храм - "Покров на Нерли", посвященный Святой Богородице, символ будущей возрожденной Руси. Стоящая на земле икона с образом Христа, указывает на неразрывную связь Руси и христианства.
"...Наверху изображено Всевидящее Око, - писал художник. - ...На древнейших фресках это изображение неоднократно могло быть найдено".
А внизу картины Рерихом была сделана надпись: "Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь".
Интересным свидетельством огромной значимости этой картины является высказывание известной болгарской пророчицы Ванги. Ванга назвала Преподобного Сергия "не просто святым, а главным русским святым", а затем, по внутреннему представлению, подробно описала картину Рериха "Святой Сергий". И далее сказала: "Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это самое большое богатство России. Не посылайте её в другие страны. Она предназначена лишь для России". И заключила: "Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из света!"
Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине "Святой Сергий", сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа.

Прямолинейное сравнение работ двух самобытных художников М.Нестерова и Н.Рериха довольно затруднительная задача; и дело вовсе не в разной манере живописи.
Нестеров концентрирует внимание на идеи внутреннего духовного развития и самосовершенствования св. Сергия; его внимание приковано к внутренней работе, отшельничеству, единению с природой и Богом. Невероятная статичность Нестеровских работ - это попытка отразить созерцательное состояние души, зрящей божью красоту и неразрывно связанное с Всевышним духовно.
Полотно Рериха "Св. Сергий Радонежский", имеющее такое же композиционное построение, не что иное, как завершающая, аккордная точка, недостающее звено цикла работ Нестерова. Св. Сергий Радонежский предстает во всем блеске, славе и величии, дарованных ему Богом. Перед нами воин, вступающий в схватку с врагом на духовном поприще. Сила его молитвы способна призвать в помощь русскому воинству непобедимое воинство небесное во имя спасения земли русской. Его великая сила и вера вдохновляет людей на подвиг.

Живопись, как и любой другой вид искусства, штука субъективная, ведь у каждого свой вкус.
И я, безусловно отдаю должное мастерству, изяществу и глубине полотен Нестерова, его неповторимому стилю. Но мне ближе манера живописи Н.Рериха, его контрастные тона, ярко выраженный символизм, дающий точные подсказки для осмысления содержательной стороны полотна. Работы этого художника наполнены экспрессией и драматизмом, динамикой и жизненной силой. Живопись Рериха имеет вообще особое воздействие на зрителя: она завораживает, гипнотизирует и побуждает к действию одновременно.

И в заключении - о духовной литературе, изучение которой считаю не просто полезной, но и необходимой для любого культурного и образованного человека (вне зависимости от его личных убеждений), т.к.:
1. Лишних знаний не бывает.
2. Духовная литература - это памятник культуры, уникальный музейный экспонат, на который можно не только смотреть, но и владеть им.
3. Это ключ к пониманию шедевров мировой культуры и в изобразительном искусстве, и в архитектуре, и в литературе, ибо великие творцы в своих произведениях часто обращались к сюжетам литературы духовной (Библия, Житие Святых и пр.)

Список использованной литературы:
Марина Петрова. Наш современник №6 2005
А. БОДРОВА "Как зеницу ока берегите картину" Журнал Восход № 7 (135), Июль, 2005
Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха
Н. Д. Спирина. Отблески - 1998. Новосибирск, 1999
Н.К.Рерих. Листы дневника

 

 

 

 

 

 

© 2003-2010 Kuluar.ru. Все права защищены. | admin@kuluar.ru

  Rambler's Top100