ТВОРЧЕСТВО
ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
ОБРАЗ АНДРИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА"
"Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все
дурны, когда мы им подчиняемся".
Ж.Ж. Руссо
Прочитав замечательную повесть "Тарас Бульба", созданную
гением великого русского писателя Н.В.Гоголя, мы познакомились с
тремя ее главными персонажами: Тарас Бульба, Остап и Андрий. Андрий
Бульба, наиболее сложный, неоднозначный и противоречивый герой повести,
произвел на меня самое яркое впечатление.
Так что же это за человек? Каков его внутренний мир? Как складываются
его отношения с другими действующими лицами повести? Попробуем проследить
весь недолгий жизненный путь нашего героя, найти взаимосвязь его
характера, поступков и реалий времени.
Прежде всего, стоит упомянуть о внешнем облике Андрия, описание
которого многократно встречается в авторском тексте:
"….он был очень хорош собою….", "…открыл большие
глаза свои…", "…мужественное лицо……..исполненное силы
и непобедимого для жен очарования…".
Гоголь представляет нам следующие описания Андрия: дюжий молодец
с крепким, здоровым лицом, покрытым первым пухом волос.
В казачьем убранстве: "…Их лица,…, похорошели и побелели; молодые
черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный
цвет юности…", после участия в боевых действиях: "…Черты
лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость,
стали теперь грозны и сильны…"
Автор передает облик Андрия через впечатления о нем других героев
повести: встреча в осажденном городе с полячкой: "…поражена
видом козака, представшего во все красе и силе юношеского мужества,
который, казалось, и в самой неподвижности своих членов уже обличал
развязную вольность движений; ясною твердостью сверкал глаз его,
смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали
всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный
ус".
Даже Тарас Бульба, разглядывая мертвого сына, отмечает: "…и
станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была
крепка в бою!."
Младший сын казачьего полковника Тараса Бульбы, закаленного в боях
война, православного христианина, пользующегося глубоким уважением
в казачьей среде, детство провел в скромном домике среди деревьев
и лугов, где они со старшим братом были окружены безграничной заботой
и любовью матери. Отца дети видели редко, однако безмерно уважали
и боялись. С 12 лет Андрий с братом обучались в киевской академии
(бурсе), престижном по тем временам учебном заведении, но в, то,
же время, отличавшимся суровыми нравами и обычаями (побои, полуголодная
жизнь и пр.).
Именно здесь, в бурсе, происходит становление и формирование характера
Андрия.
Учится он охотно и без напряжения, имеет задатки лидера, часто "..являлся
предводителем довольно опасного предприятия…", имел изобретательный
ум, изворотлив (умел увертываться от наказания). Как и прочие юноши
того времени, Андрий "..кипел жаждою подвига, но вместе с нею
душа его была доступна и другим чувствам."
"Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за
восемнадцать лет".
"Потребность любви" - главнейшая отличительная черта этого
героя повести. Отношение его к женщине радикально отличается от
общепринятого в то время в среде казаков. Андрий воспринимает женщину,
как богиню, как объект восхищения и преклонения. Замечание Н.В.Гоголя:
"Одни только обожатели женщин не могли найти здесь (на Запорожской
сечи) ничего,…", предопределяют неверный жизненный путь молодого
человека.
Реалии времени вынуждают его стать скрытным, т.к. "…в тогдашний
век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не
отведав битвы". Добиться внимания и расположения прекрасной
дамы возможно лишь, став воином и героем. Подвиг для Андрия не самоцель,
а лишь средство для достижения цели, коей является любовь прекрасной
дамы.
Юноша полон романтических идей, созерцательности и мечтательности
("… бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева…").
Лирический и романтический образ героя раскрывается автором посредством
описания природы (вишневые сады, звездное небо и пр.). Однако, при
всем при этом, Андрий - человек действия, и его внутренний мир рвался
на свободу, требуя реального воплощения. Случайная встреча с дочерью
ковенского воеводы мгновенно дала старт к реальному воплощению подвига
во имя прекрасной дамы в жизнь (дерзкое проникновение в спальню
красавицы через каминную трубу). Безумный, смелый, но… увы не обдуманный
поступок, ибо, что делать дальше, Андрий не знал, "..стоял,
потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою…". В этом
весь наш герой: скромный и застенчивый, дерзкий и решительный, порывистый
и вдохновенный, но, никогда не предвидящий последствий и даже не
задумывающийся о них.
По велению отца, попав на сечь, Андрий со всею страстью своей натуры
погрузился в разгульную жизнь (стал на хорошем счету у казаков,
бойко и метко стрелял, переплывал Днепр против течения). Участие
в настоящих боевых действиях вызывало у Андрия восторг, "…погрузился
в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит
обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие
силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве…". Даже отец
удивлялся Андрию, который "…одним бешеным натиском своим производил
такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях".
Что же привело столь блистательного во всех отношениях юношу к
предательству, бесславной и преждевременной кончине?
- Впечатлительная и страстная натура Андрия
- Неокрепшая личность
- Несформировавшийся характер
- Пробелы в воспитании
- Неосознанное желание выйти из-под опеки деспотичного отца
- Юношеский эгоизм и максимализм
- Всепоглощающая любовь-страсть
- Роковая череда событий:
- Возлюбленная в осажденном городе, страдающая от голода,
- Величественная органная музыка,
- Умирающие от голода горожане,
- Встреча с прекрасной возлюбленной,
- Страстное объяснение в любви со стороны полячки.
Внезапное осознание того, что его страсть к девушке взаимна, что
потаенная, столь желанная мечта его (взаимная любовь) достигнута,
наш герой забывает обо всем, и не задумываясь отрекается от отца,
от товарищей, от отчизны. Вот, что он говорит: "…Отчизна есть
то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя -
ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!"
"И погиб козак! Пропал для всего козацкого царства!..",
пишет Гоголь.
Внезапный переход Андрия на сторону врага - необдуманный и спонтанный
поступок, вызывает разочарование и удивление, но понятен и объясним.
Когда же глазами Тараса мы наблюдаем, как Андрий "чистил перед
собою
дорогу", убивая бывших товарищей своих, становится очевидна
вся глубина нравственного падения героя, не имеющая никакого оправдания.
Любовь и убийство, также как "гений и злодейство" - две
вещи несовместные.
Образ Андрея, соткан автором из противоречий: ум и безрассудство,
честь и бесчестье, любовь и предательство, гуманность и жестокость.
Думающий читатель вместе с автором любит и ненавидит этого юношу.
Испокон веков в душе каждого человека присутствует бог и дьявол,
и оттого, какой выбор сделает человек на перепутье судьбы, зависит
быть ему предателем или героем.
© 2003-2010 Kuluar.ru. Все права
защищены. | admin@kuluar.ru
|